Кто стучится в дверь ко мне?

Каждому из нас свойственно считать свою работу уникальной, а себя – незаменимым. Так когда-то думали сидящие в издательствах корректоры, поправляющие ошибки и расставляющие переносы не хуже, а даже иногда и лучше, чем это делает сегодня любой текстовый редактор. Так полагали доставлявшие выверенные ими газеты почтальоны, “с толстой сумкой на ремне, с цифрой 5 на медной бляшке, в старой форменной фуражке”. Так до сих пор думают сегодня многие. Например, EDI-провайдеры.

Конкуренция на однотипные по своей природе услуги рано или поздно заставляет EDI-провайдеров снижать цены за передачу сообщений. А также, обращать внимание на новые направления бизнеса. В том числе и те, которых ранее они по самым разным причинам всячески избегали.

Возьмем, для конкретности, такую тему как BI. Да, EDI-сообщения, которые каждый профессиональный провайдер накапливает в своем хранилище, являют собой ни что иное, как массивы структурированных, пригодных для аналитической обработки данных. Тема эта давно и хорошо известна. Однако покажите хотя бы одного игрока отечественного рынка, поставившего BI в качестве главного “продающего” аргумента? Пожалуй, продвинувшихся дальше стандартных аналитических отчетов для клиентов нам на нем сегодня не найти. Однако не факт, что такая ситуация будет длиться вечно.

В начале 2000-х российский EDI был благодатной нивой для начинающих операторов. Благодарящей обильным урожаем почти каждого, кто надумал ее хоть как-то вспахать. После относительно небольших инвестиций в платформу, можно было уже начинать привлекать клиентов. Пройти точку безубыточности. Двинуться дальше.

И все было бы хорошо, если бы рынок не перерос некую критическую отметку, после которой он, как это бывает всегда, начинает привлекать игроков покрупнее. Привыкших, скажем, ежемесячно тратить на R&D столько же, сколько иные провайдеры инвестируют в свой бизнес за весь его жизненный цикл.

“Ценовая деградация” рынка типовых EDI-услуг при этом практически неизбежна. Ведь даже для рядового провайдера предельная стоимость передачи еще одного сообщения вдобавок к уже проходящим через его сеть, практически равна нулю. Для крупной же компании, вышедшей на рынок EDI-услуг, себестоимость обслуживания еще одного клиента пренебрежимо мала фактически изначально.

Остается сделать вывод о том, что постепенное вытеснение с EDI-рынка разрозненных, не имеющих за собой мощной финансовой поддержки операторов – это вопрос времени. Ведь аналогичную картину мы наблюдаем и в смежных с EDI секторах рынка. Значит навсегда “застрявших” на уровне стандартных EDI-сервисов “забронзовевших” ветеранов, рынка электронного обмена – со всеми их, так сказать, толстыми сумками, бляшками и фуражками, — должны постепенно сменить крупные компании, массово обслуживающие клиентов по цене, близкой к себестоимости, а также небольшие компании, способные на свой страх и риск внедрять всякого рода инновации.

Top