Банки и EDI / ЭДО провайдеры: какими вы не будете

Два года назад Сбербанк купил EDI / ЭДО провайдера «КОРУС Консалтинг СНГ». Выход на рынок электронного обмена игрока такого масштаба должен постепенно его преобразить. Какие изменения там уже произошли? И что будет с теми провайдерами, которые работают сегодня на рынке EDI и ЭДО?

После выхода Сбербанка на рынок электронного обмена, EDI и ЭДО, существующие на нем EDI и ЭДО -операторы стали активно “продаваться” или же искать покупателей. Почему? Одна из очевидных причин заключается в том, что все операторы ждут, что вот-вот Сбербанк предложит рынку такие цены, что их бизнес будет уже никому не сбыть. Фактор экономии от масштаба в сочетании с финансовыми возможностями купившего «КОРУС Консалтинг СНГ» Сбербанка делает такой сценарий весьма вероятным.

Но есть и другие игроки, которые, наоборот, с новой силой заинтересовались электронным обменом. Это операторы по сдаче отчетности в госорганы, которые заметно увеличили активность в связи с рынком EDI. Поскольку Сбербанк имеет теперь и такой сервис тоже. А значит — также может предложить его всем своим клиентам как одну из опций при открытии счета в банке (возможно, по символической цене). Удерживать существующих клиентов «старые» игроки надеются за счет расширения набора услуг и, в частности, EDI-обмена. В противном случае, их предложение слишком уж явно перестанет отвечать духу времени.

Изучив опыт других стран, логично предположить, что EDI и ЭДО нужен банкам для ускорения платежных операций. А клиентам банков – еще и для упрощения бухгалтерского учета. Ведь счет-фактура, являясь одним из основных первичных учетных документов, содержит в себе полную информацию для проведения перечисления денежных средств от покупателя к продавцу. И если все оплаты проводить на основе счетов-фактур, то движение денежных средств станет намного прозрачнее, а разнесение банковских выписок на стороне клиента можно будет полностью автоматизировать. При этом выиграет и государство, так как учет и взимание НДС станет намного проще и прозрачнее.

Видимо эта цель – увеличение оборота денежных средств за счет ускорения платежных операций — и является главной целью Сбербанка, так как именно она в максимальной степени соответствует его профильной деятельности и дает дополнительные преимущества его клиентам.

Эрнест Хемингуэй назвал один из своих романов «Какими вы не будете». Вполне возможно, что эта фраза применима ко многим нынешним EDI-провайдерам, если они не сумеют приспособиться к запросам банков по части электронного обмена.

Таким образом, в приоритете сейчас вопросы, связанные с построением EDI -инфраструктуры в масштабе станы. Затрагивает это и сами кредитные организации по части, например, организации международных платежей. Что становится ясным, если вспомнить о том, что многие из них прибегают с этими целями к сервисам платежной системы SWIFT. В истории которой имеются прецеденты отключения от нее целых стран, “виноватых” в чем-то — по мнению США.

Одним из ключевых инфраструктурных вопросов является практическое использование рекомендуемых Центробанком и Россвифтом (Российской национальной ассоциации SWIFT) международного стандарта ISO20022 для упорядочивания электронного обмена.

Дело в том, что помимо основного отечественного игрока на рынке “банковского” EDI появляются и другие. Одни, не особенно афишируясь, строят корпоративные EDI — сети. Другие, подобно “ЮниКредитБанку”, через электронный обмен подключают ERP клиентов к АБС. В любом случае, все это принесет, во временем, полезные результаты.

Однако если за основу большинства подобных проектов будут взяты корпоративные или локальные стандарты, типа тех, которые продвигает на рынок компания 1С в составе своих продуктов, впоследствии возникнут дополнительные трудности, связанные с обеспечением интероперабельности с зарубежными партнерами. В таком случае, нам придется повторить путь, уже проделанный банками США, ставшими одними из первопроходцев в деле внедрения EDI. И через несколько лет, наконец, узнать о том, на что обычно жалуются те, кто внедрил у себя в стране отдельные от остального мира стандарты.

Большинство российских игроков рынка EDI сосредоточило свои усилия на ритейле. Причем на банковский ритейл это пока не распространяется. Это может стать дополнительным фактором, который приведет к постепенному смену состава игроков на рынке. Или же возникновению более универсальных компаний, работающих с ритейлом во всех его проявлениях. Многочисленные примеры которых, — вроде ACI Worldwide, — мы без особого труда отыщем за рубежом. Насколько применим зарубежный опыт к провайдерам нашим, нынешним мы узнаем в ближайшем будущем.

Алексей Тихонов

Top