Начинающие свое дело смотрят на многие вещи с субъективной точки зрения. Может быть поэтому, некоторые из них воспринимают EDI для стартапа не как помощь, а как одну из преград к тому, чтобы начать бизнес.
Российские торговые сети стремятся упростить себе жизнь, переводя на электронный документооборот своих поставщиков. Примерно ту же картину мы наблюдаем и в развитых странах, например европейских. Принято считать, что преследуя, прежде всего, свои интересы, сетевая розница, заодно, способствует и делу развития EDI и e-invoicing. То, что многие регионы мира давно обогнали ЕС, где в электронном виде пересылается лишь примерно один из десяти инвойсов, похоже никого особенно при этом не тревожит.
Сторонников «принудительной» точки зрения также не смущает то, что, начав электронный обмен с сетью, предприятие-поставщик обычно не стремится практиковать то же самое со своими контрагентами. Причем выражается это в том, что даже провайдеры EDI часто вынуждены у нас, например, отправлять документы на оплату своих услуг в бумажном виде.
Таким образом, факты противоречащие теории о том, что можно “железной рукой загнать человечество» к электронному обмену, EDI или ЭДО, который, в итоге, дарует ему очередное технократическое счастье, энтузиасты зачастую проросту игнорируют. И это неудивительно. Ведь сторонниками “волюнтаристкого” подхода, зачастую, являются те, кто, наряду со всем прочим, выступает на рынке в качестве провайдера электронного обмена.
Зайдем теперь к той же теме с другой стороны. Посмотрим на вопрос быстрого и удобного электронного способа обмениваться документами глазами предпринимателя, собирающегося открыть свой бизнес. Допустим, в США.
Эту тему осветила Тамара Монософф (Tamara Monosoff) на сайте Entrepreneur. В ее изложении, все выглядит примерно так. Чтобы получить коды GS1, которые можно будет использовать для 100 разных продуктов, нужно заложить в смету 800 долл. Если только вы не хотите ограничить свой сбыт каналами вроде небольших бутиков и продаж через интернет.
Если вы, все же, хотите поставлять товар в сеть, то, помимо получения кодов, следует помнить о том, что любой неодгруз или перегруз товара может запросто обойтись вашей компании в лишнюю сотню долларов. А дополнительное желание расположить свой товар на сетевых полках на уровне глаз покупателя обойдется не менее, чем в четверть полученной выручки.
Страхование ответственности может стоить как очень дешево (менее 100 долл. в год), так и достаточно дорого. Если вы производите постельное белье для младенцев, то нужно приготовиться к не менее чем 10 тыс. долл. ежегодно. А если вы хотите начать производить, скажем, батуты для прыжков или сиденья для автомобилей, то сумма будет уже такой, что составлять бизнес-план для открытия нового предприятия будет разумно начинать именно с нее. Необходимость поддерживать электронный обмен с сетью на этом фоне будет выглядеть более-менее разумно. Ведь стоило это (по ценам 2006 г.) примерно 50 долл. в месяц. Плюс 350 долл. за подключение.
Тем не менее, EDI отнесли к “ловушкам” для начинающих предпринимателей. Которые, составляя свой первый в жизни бизнес план, часто забывают предусмотреть его стоимость, как, впрочем, и стоимость других мероприятий, перечисленных выше.
Электронный обмен данными начинающие американские предприниматели-стартаперы склонны рассматривать в качестве одной из “ловушек”, способных “перечеркнуть” первоначально составленный бизнес-план.
Подобного рода постановку вопроса следует признать полемической. Ведь начинающий предприниматель неопытен, что называется, по своему определению. Он может, примерно с тем же успехом, забыть, например, учесть почтовые расходы. Пользоваться электронным обменом, в этом плане, и дешевле, и быстрее, и удобнее.
Тем не менее, даже в полемике можно отыскать рациональное зерно. Механическое принуждение к электронному обмену не всегда воспринимается правильно. И не всегда ведет к росту его действительной популярности. Включение EDI в состав стандартных банковских сервисов могло бы превратить его в часть доступной всем, в т.ч. начинающим бизнесменам, инфраструктуры. А значит, еще немного опустить планку расходов, удерживающих стартаперов от открытия своего бизнеса.