«Немодный» EDI

Каждая технология, будь то изобретение колеса или же, допустим, EDI, когда-то начиналась с того, что сегодня принято называть инновациями. Консультанты Gartner описали типичные стадии развития технологии при помощи т.н. цикла зрелости.

Вот как описывают кривую зрелости технологии на habrahabr.ru:

Hype cycle – цикл зрелости технологии

  1. «Запуск технологии» — первая фаза цикла: технологический прорыв, запуск проекта внедрения, который обещает желанные цели и решение многих проблем (хорошо если не всех)
  2. «Пик завышенных ожиданий» — общественный ажиотаж приводит к чрезмерному энтузиазму и нереалистичным ожиданиям. Успешное применение технологии возможно, но обычно неудач больше, чем успехов.
  3. «Нижняя точка разочарования» — технология не в состоянии соответствовать ожиданиям и быстро гасит энтузиазм. Начинают появляться разные «уважительные» причины, которые препятствуют ходу проекта.
  4. «Склон просвещения» — тут начинаются встречи, пересмотры некоторых идей или задач, корректировки хода проекта, иногда многие задачи, которые казались важными и нужными в начале, тут отметаются, но появляются смежные задачи, которые обнаруживаются в ходе проекта и решение которых дает больше преимущества для организации.
  5. «Плато производительности» — преимущества технологии становятся очевидными и признаются всеми. Технология стабильна и эволюционирует во второе и третье поколение. Окончательная высота плато зависит от того, насколько широко технология применяется.

Возьмем теперь картинку с циклом от Гартнера посвежее. Попробуем, для разнообразия, подумать сами. И в чем-то разобраться.

Источник: tadviser.ru

Во-первых, обратим внимание на то, что цикл зрелости технологий описывает не только и не столько сами технологии, сколько то, как они воспринимаются. Обществом, инвесторами, СМИ. Увидев на пике технологию Big Data начинаешь понимать, почему сейчас так активно начала писать про нее передовая отечественная ИТ-пресса. Ведь герои прошлых лет типа Cloud Computing, RFID (NFC), M2M и прочие “отработали” свое. Они скатились на дно – с точки зрения СМИ. Или, что тоже самое, начали долгий и трудный этап восхождения, в результате которого они превратятся во что-то более-менее применимое — с точки зрения обычных людей. Не журналистов, так сказать.

Во-вторых, обращаем внимание на 3D-Printing. Он многолик. С точки зрения потребителей, данная технология находится на пике общественно-публицистического интереса. С точки зрения B2B, 3D-Printing начал становиться работопригодным, в отдельных его применениях. И значит… не столь интересным. Теперь вспоминаем о том, что технология-то по сути своей везде одна и та же. Чтобы избежать логического противоречия, делаем вывод – дело не в технологиях. Скорее, речь о разных проекциях одного и того же на общественное сознание, нежели чем о реальном цикле совершенствования технологий.

В-третьих, ищем EDI. И – не находим. И это не случайность. С пика общественных ожиданий EDI соскользнул лет так 30 назад. За прошедшие годы технология электронного EDI обмена стала настолько отработанной, что “растворилась”, вошла в состав многих других. И не привлекает уже особенного, отдельного внимания. Ждать сюрпризов от нее не приходится. Все работает. Говорить стало не о чем. Коммерческим СМИ гораздо проще просто забыть, что она есть. Какая-нибудь пока неведомая smart dust, — с точки зрения предстоящих доходов от рекламы и нагнетания посещаемости, — конечно же, гораздо перспективнее. Следовательно, никак нельзя забыть и не упомянуть про нее. Да и над названием поработали. Интригует. Вдруг пропустил что-то новое и важное? Что за умная пыль? В пылесос, что ли, сама засасывается?

Вывод прост. Не стоит тянуться за кошельком, прочитав о чем-то новом и интересном в ИТ-журнале. Скорее всего – разочаруетесь.

В качестве профилактики от лишних трат – изучите hype cycle. Там вы отыщите названия новых рубрик на сайтах и в журналах “про ИТ”, которые «неожиданно» появятся там только завтра.

По степени управляемости и предсказуемости завтрашних “неожиданных” событий, ИТ-отрасль можно сравнить лишь, пожалуй, только с миром моды. Ведь пишем же мы, скажем, ERP от SAP. Точно так же, как одежда от Versace. Очередное, так сказать, совпадение?

Действительные, а не мнимые качества той или иной ИТ-технологии не всегда оказываются важны. Гораздо существеннее то, как она будет “смотреться” на очередном глянцевом развороте ИТ-издания.

Впрочем, никто не мешает вам отнестись к кривой от Гартнера более серьезно. Как к добросовестному технологическому прогнозу. Только не стоит, все же, забывать при этом, что ставшую «ненужной» или «неудобной» точку на графике всегда потом можно убрать. Сославшись, например, на то, что их там стало слишком много.

Top