Микроплатежи и EDI

Историю появления микроплатежей можно, при желании, проследить от технологии-родоначальницы — EDI. В рамках которой возникли также электронный биллинг (преимущественно используемый в сегменте B2C), а также e-invoicing, применяемый, в основном, в B2B.

Электронный биллинг и инвойсинг отличает не одно лишь наличие “платежного” функционала, но и то, что финансовые транзакции осуществляются на базе сообщений, получивших статус документа. Микроплатежи, в данном контексте, можно рассматривать как финансовые электронные транзакции, не оформленные первичкой. Как бы – осуществляемые сами по себе, в отрыве от документов.

В качестве примера, объясняющего зачем это понадобилось, можно привести, например, проект Millicent, анонсированный еще в 1995 г. В рамках которого, допустимый объем одной защищенной криптографией микротранзакции начинался с отметки в 1/10 цента. Понятно, что любые попытки добавить в процесс такого, — действительно микроскопического, — платежа любые дополнительные элементы, вроде оформления инвойса, сделает его невозможным. А точнее – нецелесообразным: стоимость оформления превысит величину транзакции.

Десятая доля цента – это еще не предел возможного. Ведь теоретики поначалу говорили о суммах, начинающихся с одной десятитысячной цента. А World Wide Web Consortium (W3C) потратил в свое время немало усилий, пытаясь сделать микроплатежи частью HTML.

Так почему же к столь малым суммам, — измеряемых в долях цента, — отнеслись столь серьезно? Дело в том, что в 90-х года были еще живы надежды на то, что распространение редакционного контента будет проводится на платной основе. Ту незавидную ситуацию, в которую попали многие сегодняшние “бумажные” издательства тогда еще мало кто мог себе представить.

От читателя, мигрировавшего в сеть интернет, первоначально предполагалось, что сначала он “зарядит” свой аккаунт деньгами. А потом — начнет щелкать по интересным ссылкам, ведущим к текстам. За прочтение которых с него будут списываться, пускай и небольшие, практически неощутимые для пользователя, но, — все же, — деньги. Статистика довершит дело. И на счетах популярных авторов или купивших права на их произведения издательств окажутся кругленькие суммы. Чем ниже был технически возможный порог такого рода транзакции, тем выше оценивалась вероятность того, что все пойдет по вышеописанному сценарию.

Как мы знаем, ничего похожего не произошло. Чаще всего, дело обстоит с точностью до наоборот. Например, деньги сейчас платят те, кто хочет привести посетителей к себе на ресурс, дав для этого контекстную рекламу.

Те же интернет-СМИ, которые открывают доступ к статьям на платной основе, не могут вполне уверенно утверждать, что именно они достигли сегодня вершин читательской популярности. Как не могут они обойтись и без помощи специалиста по SEO. Ведь если контент открывается только по паролю, то он, — вообще говоря, — без специальных ухищрений, недоступен и для поисковых роботов.

Впрочем, при желании, наверняка, в сети сегодня можно отыскать почту любую схему монетизации контента или сбора микропожертвований. К примеру, наряду с взиманием электронных денег за контент сегодня могут попросить некую условную валюту типа игровых жетонов – как это делает польский проект Znak it!

Многообразие форм, технологий и способов расчетов, высокие требования по части ИБ и сложность регулирования рынка привели к тому, что микроплатежи выделились от EDI в качестве отдельного сегмента, вошедшего впоследствии в качестве составной части в рынок электронных расчетов.

Алексей Тихонов

Top