B2B EDI -сети: второе пришествие

С точки зрения клиентов, “закупочные” B2B EDI -сети, популярные в начале 90-х, оказались, в итоге, слишком дорогими, сложными и медленными. История большинства из них закончилась вместе с эпохой дот-комов. И началась сегодня заново, благодаря более совершенным ИТ, а также инновациям, основой для которых служат B2B-сети. Про их «второе пришествие», а также о том, каким видится 2014 год, рассказали аналитики компании Ardent Partners.

Последние годы наблюдается высокий уровень инноваций в сегментах автоматизации задолженности (ePayables) и электронных платежей (ePayments). Эти инновации проявляются в форме новых технологий, таких как мобильное распознавание (mobile capture), а также улучшений, вносимых в технологию e-invoicing  и ERP-интеграцию (в качестве примера можно привести встроенные в ERP адаптеры). Также появились другие инновации — в виде автоматического распознавания информации о скидках, предоставляемых за досрочную оплату; финансирования в рамках цепочки поставок; В2В- платежей.

Новинок, как мы видим, много. Тем не менее, возможно, именно технология B2B-сетей оказала наиболее значимый эффект на мир автоматизации АР (кредиторской задолженности).  Сама по себе сеть, соединяющая бизнес-заказчиков, собственно говоря, не является какой-то инновацией. Ее ценность формируют те задачи, которые могут совместно решать объединенные такой сетью предприятия. Год от года, число таких задач должно увеличиваться. Вдобавок, наилучшим местом для внедрения многих других из перечисленных выше инноваций является сетевая инфраструктура.

В2В-сеть, — включающую сети поставок или платежей, — можно определить как  веб-платформу, которая позволяет подключенным покупателям и продавцам торговать, общаться и сотрудничать.

B2B-cети значительно “продвинулись” по-сравнению с началом 90-х, когда они впервые появились. С течением времени, все более очевидной становится их ключевая, системообразующая роль. Что принесет 2014 год?

Продолжится подъем B2B EDI -сетей. Ожидается, что лидирующие сетевые провайдеры: Ariba, Basware, Hubwoo (возможно, в партнерстве с GEP), Tradeshift и Paymode-X вырастут в размерах, оборотах и доходах. Поскольку все большее число предприятий переходит на eInvoices и ePayments, объём транзакций, проходящий через данных сетевых провайдеров, значительно вырастет. Предприятия, подключенные к одной или нескольким B2B-сетям, начнут использовать их более интенсивно. Скажем, станут осуществлять через сети все больше «закупочных» P2P-процессов (Purchase-to-Pay). Благодаря чему, B2B-сети продолжат развиваться, в т.ч. по части инноваций.

Дальнейшие инновации в сегменте В2В-платежей. Америка, отстающая от Европы по внедрению электронных платежей, в 2014 году должна выправить эту ситуацию. Чеки продолжат доминировать и в 2014-м. Однако трендом будут электронные платежи. Наше представление об ePayments, скорее всего, поменяют такие игроки рынка как AribaPay и Basware/MasterCard.

Внимание сфокусируется на поставщике. Сети, которые еще недостаточно много внимания уделяют поставщику, исправят это. Провайдеры, которые не уделят вовремя внимания данному моменту, могут оказаться в зоне риска. В процессе создания B2B-сетей  было объективно необходимо концентрироваться на  фирмах-покупателях. На нынешнем же этапе, все большее число поставщиков будут присоединяться к сетям — значит, возникнет спрос на решения, ориентированные именно на их нужды. Практическое выражение данный тренд может найти в различных сервисах по обработке запросов на поставку, в дополнительном функционале по работе с задолженностью, в появлении новых каналов для продаж, маркетинга, логистики и т.д.

Рост спроса на управление скидками. Суть динамического дисконтирования — в учете фактора времени при осуществления взаиморасчетов. Несмотря на то, что говорили про него часто, только последние несколько лет некоторые предприятия начали в полной мере пользоваться преимуществами этого инструмента. Согласно опросам, его популярность будет только расти. Программы «динамических» скидок выгодны и покупателю (снижается стоимость товаров), и продавцу (ускоряется получения оплаты). Успех также зависит от фактически достигнутого уровня “connectivity” с  поставщиками, которое обеспечивают сети B2B.

SCF становится трендом. Вышеперечисленные тенденции привели к тому, что финансовые институты вкладывают деньги и ресурсы в направление supply chain finance (SCF) — в финансирование цепочек поставок . Не все компании имеют достаточно денег, чтобы воспользоваться выгодами и скидками от досрочных платежей. Очень кстати тут оказывается SCF, посредством которого финансовые институты предлагают закупающим организациям краткосрочные кредиты. Принимая при этом, в качестве залога, еще неоплаченные (но уже одобренные) инвойсы.

Сети В2В предлагают дополнительные механизмы контроля за процессом прохождения инвойса, высокий уровень точности и оперативности циркулирующих в них платежных данных. Что и предопределяет их грядущую популярность среди самых разных бизнес-заказчиков, включая СМБ. Прибыль, полученная за счет скидок за досрочную оплату инвойсов, достаточно значима для того, чтобы заинтересовать хедж-фонды и другие “нетрадиционные” источники финансирования. Скоро мы, наверняка, увидим, как многие провайдеры создадут партнерства с финансовыми институтами. Наилучшим образом иллюстрирует это предположение пример уже состоявшегося альянса  Capital Aid и Tradeshift

 

Сокр. перевод — Юрий Иванов

Top