Принуждение поставщика к EDI

Российский EDI быстро растет за счет поставщиков товаров в розничные сети. Однако прочной убежденности в том, что все отечественные производители уже в полной мере оценили преимущества электронного обмена данными, пока, почему-то, не возникает. Ведь EDI-внедрений за пределами границ, очерченных торговой отраслью, все еще относительно немного.

В 2013 году в РФ имелось около 21 тыс. компаний-потребителей электронного обмена данными (ЭОД). Этими цифрами поделился руководитель проекта ассоциации «Юнискан ГС1 Рус» Юрий Степанищев на Весенней конференции по оптимизации бизнес-процессов, организованной компанией «КОРУС Консалтинг СНГ». Согласно данным ассоциации, 20 тыс. из них составляют производители товаров.

Как и прежде ритейлеры и дистрибуторы, — которых более 600, — генерируют основной спрос на EDI в России. Неоспорима роль сетевой торговли в создании системы отечественного электронного обмена и популяризации современных ИТ-технологий среди своих поставщиков. В то же время, давно известен и главный секрет впечатляющих успехов сетей в деле массового подключения к обмену данными.

“Полтора года назад мы провели эксперимент: выбрали 180 поставщиков, которых считали для сети наиболее важными. И проинформировали их всеми средствами связи, что через какое-то время не будем принимать товар без уведомления об отгрузке, — рассказывал Retailer.RU в начале 2013 г. Дмитрий Калинин, менеджер проектов EDI и Master-Data ТС «Лента». — В день Х, действительно, перестали принимать. Было много проблем и шума. Но в течение недели все поставщики стали 100% на EDI. То есть оказалось, что все были готовы. Просто не все придавали значение требованиям сети. Какие выводы? Мы будем продолжать похожие действия, так как они дают положительные результаты».

Методы убеждения, припасенные для поставщиков, у торговых сетей могут быть сегодня самыми разными. Одни железной рукой загоняют к ожидающему их счастью электронного обмена. Другие — действуют помягче. Итог же таков, что, во многом благодаря ритейлу, количество B2B-потребителей EDI выросло за год на 75%.

 

Рост числа потребителей услуг ЭОД

рост числа потребителей услуг ЭОД

Источник: Юнискан ГС1 Рус

“В крупных сетевых торговых компаниях, — особенно международных, — EDI  уже используется. А вот в отечественном региональном ритейле тема эта все еще не полностью закрыта. И интерес к EDI в последнее время только повышается,” – отметил Иван Агапов, аналитик Synerdocs (компания DIRECTUM). — Интерес к EDI традиционно высок среди компаний, напрямую или опосредованно связанных с торговой отраслью. Это, прежде всего, крупный ритейл (особенно продуктовый), а также производители и поставщики различных продовольственных товаров, бытовой техники и химии. Отдельный интерес — у аптечных сетей”.

Специфика продукта накладывает свой отпечаток на EDI-проекты. Скажем, для “алкогольного” сегмента это выражается в практической необходимости создавать отдельный тип документа — уведомления об отгрузке алкоголя. Формируемого на основе данных, полученных из товарных накладных.

“В ряде случаев, процесс внедрения EDI в фармацевтике схож с подобными проектами, уже давно осуществляемыми в ритейле, — рассказывает руководитель направления развития компании EDISOFT Евгений Горбатенко. — Можно проводить некоторые аналогии. Допустим фармдистрибьютор выступает в роли торговой сети, к которой подключаются поставщики. Специфические требования фармацевтических компаний относятся, в основном, к формату передаваемых документов. А именно – сводятся к внесению дополнительных полей.”

“Однако внедрение электронного документооборота в “фарму” имеет ряд особенностей по части взаимодействия с партнерами. Например, для данной отрасли характерны два вида заказов – тендерный и коммерческий. Все это предопределяет другую особенность — ведение так называемых электронных торгов, ­­­­предусматривающих согласование заказов на стартовом этапе поставки,” — привел пример “фармацевтической” специфики спикер.

Итак, самых разных заказов на подключение для сетевой розницы у провайдеров в 2013 году было много. Все чаще для налаживания обмена данными привлекаются компании-интеграторы, такие как, например, IBS, подключившая к EDI в этом марте SAP ERP ТС «Бахетле».

Исторически сложилось так, что первые сертификаты у нас в стране получили те провайдеры ЭОД, которые обслуживали ритейл. При этом “за скобками” все еще остаются те EDI-службы или ИТ-подразделения, которые наладили обмен сообщениями, скажем,  в пределах одного крупного производственного холдинга.

Электронный обмен данными, по факту, там есть. Но вот провайдерской компании, которой можно было бы выдать сертификат, а затем включить в работу по разработке отраслевых стандартов, — формально нет. Между тем, потребность в отраслевых решениях, согласовании единых регламентов электронного обмена и пр. испытывает не только ритейл. 

“На сегодняшний день российским заказчикам доступны два EDI-решения от Seeburger – Business Integration Suite и B2B Standard Solutions, — рассказывает коммерческий директор компании assino implementations Дмитрий Теплицкий. — На базе этих продуктов мы также предлагаем целый ряд адаптированных отраслевых решений. В которых система уже сконфигурирована с целью учесть специфические требования таких отраслей как автомобилестроение, розничная торговля, энергетический сектор, здравоохранение, производство, машиностроение”.

“В частности, для автодистрибуторов мы предлагаем уникальное, — для российского рынка, — решение, которое покрывает все потребности импортера по построению и организации эффективной работы дилерской сети,» — привел пример спикер.

Адаптация зарубежных разработок к нашим реалиям — дело нетривиальное. “Прежде всего, нам нужно было добиться того, чтобы обмен документами с поставщиками соответствовал форматам, принятым международным автопроизводителем Ford, работающим в нашей стране, — делится опытом внедрения в авторпоме Василий Ковальченко, менеджер по работе с ключевыми клиентами EDISOFT. — Речь идет об европейском стандарте EDIFACT, который 1C не поддерживается в принципе — ни в одной из версий. Кроме того, Ford отошел от стандартной спецификации EDIFACT. Поэтому взять за основу готовое ПО типа EDI translator software тоже нельзя – файлы попросту не считаются.”

“Есть два основных пути решения подобной задачи: приглашать 1С-программиста для разработки каждого отдельного модуля, либо обратиться к провайдеру. Разработка полноценного интеграционного решения для 1С крайне трудоемка. За такое возьмется только провайдер с многолетним опытом реализации достаточно сложных проектов и штатом высококвалифицированных специалистов,» — подчеркнул он.

Сведения о том, что очередной ритейлер, наконец-то, наладил обмен тремя базовыми типами EDI-сообщений, несут сегодня мало нового. А попытки свести тему потребности в электронном обмене данными с производителями к теме подключения поставщиков торговой сети — выглядят несколько нелогично. Растущий интерес к выходу в новые отрасли, помимо торговой, можно назвать характерным для российского EDI в нынешнем году.

Отечественного производителя достаточно долго, разными способами убеждали в том, что EDI — это неоспоримое благо. Многие ритейлеры, наверное, сами уже поверили в это. Тем более, что EDI и ЭДО для них, действительно, удобен и выгоден. Тем не менее, наличие фактора «принуждения поставщика к обмену» становится достаточно очевидным, когда мы начинаем сравнивать успехи EDI в торговле с другими отраслями.

Top