E-invoicing в самой счастливой стране мира

На электронную первичку и e-invoicing надо переходить быстро, бесповоротно, всем и сразу. Так, или примерно так, считают многие эксперты. Может быть, оно и верно. Да вот только страна у нас слишком большая. Быстро и сразу сделать в ней что-то очень правильное и современное пытались многие и неоднократно. Вот только ожидаемого всеобщего «электронного» и прочего счастья это не принесло. 

Может быть маленький размер страны и разумная неторопливость гарантирует успех любого начинания – такого как e-invoicing?

Республика Коста-Рика – небольшое государство, расположенное в Центральной Америке. Переход на электронный внешний документооборот имеет там как минимум пятилетнюю историю. В 2012 году местные администрации, в частности, озаботились тем, что частнопрактикующие врачи, юристы и прочие представители “свободных профессий” уклоняются от уплаты налогов. Пресечь в том числе и это были призваны электронные инвойсы.

Для тех из нас, кто ни разу не бывал в Коста-Рике, пожалуй, будет сложно судить о том, действительно ли так важна данная задача. Хотя вполне возможно и то, что других, более серьезных проблем там не осталось. Что, впрочем, неважно, поскольку речь сейчас на самом деле не об этом.

Итак, налоговое ведомство принялось создавать централизованную ИС для идентификации налогоплательщиков, присваивания инвойсам номеров, калькуляции налогов. Сначала ожидалось, что систему для e-invoicing запустят в 2013 году. После было объявлено о переносе срока на начало 2014-го. Сейчас составляются прогнозы по поводу того, что систему все таки сделают, но не раньше конца текущего года. Другими словами — так там ничего до сих пор и не работает.

Систему для e-invoicing разрабатывали в Коста-Рике более 5 лет. Этот срок оказался достаточным для того, чтобы произошла очередная смена чиновников в налоговом ведомстве. Новое руководство отказалось от идеи продолжать создавать “старую”, но так и не заработавшую ИС. И начало работы заново.

Хотя у нас и не Коста Рика, можно найти немало аналогичных примеров, когда отечественный ИТ-“долгострой” попросту списывали в утиль под тем или иным предлогом, не заботясь о том, сколько ресурсов было затрачено попусту.

Сегодня, немало нареканий экспертов, вызывает, в частности, тот факт, что почти каждое российское ведомство придумывает собственные правила для составления электронных документов, не особенно оглядываясь при этом на то, что они мало соотносятся с международными стандартами электронного обмена. Если быть оптимистом, то можно предположить, что с годами произойдет гармонизация отечественных и зарубежных стандартов. Если же попытаться кратко изложить противоположную, пессимистическую точку зрения, то, возможно, данный вопрос «решат» у нас примерно также, как это уже сделали в Коста-Рике.

Итак, оказалось, что маленький размер территории страны не гарантирует успехов в ЭДО. Но вот стоит ли из-за этого всерьез огорчаться костариканцам? Социологи рассчитали так называемый индекс счастья (Happy Planet Index), показывающий реальное благосостояние населения той или иной страны. Коста Рика отличилась тем, что она неоднократно становилась самой счастливой страной в мире. Поэтому, можно сделать еще одно, заключительное предположение  о том, что счастье – оно, видимо, вовсе не в e-invoicing. Хотя и он, наверняка, тоже нужен.

 


 Фото: ruscosta.com

Top