Российский рынок EDI и ЭДО значительно вырос за прошлый год. Роста заметен, например, в связи с увеличением на нем количества игроков. Сегодня также есть хорошие шансы на то, что от экстенсивного развития он постепенно перейдет к фазе качественного улучшения.
Наряду с провайдерами EDI и ЭДО, заметный интерес к этому рынку стали сегодня проявлять другие игроки, переосмыслившие себя в новом качестве оператора ЭДО или EDI провайдера. В том числе те, кто до этого, преимущественно, налаживал “безбумажный” документооборот, типа обмен сканами, не выходящий за границы отдельных крупных компаний.
Задачи вроде потокового сканирования, интеллектуального распознавания документов и т.п. имеют большую практическую важность. Как быть, если директор заверит своею ЭП внутренний электронный документ чуть раньше, чем делопроизводитель присвоит данному документу номер? Кому-то надо отыскать ответ и на этот вопрос.
Однако, справедливости ради, следует признать и то, что на практике внутренний ЭДО с внешним зачастую были связаны лишь общим наименованием. Технологически же эти “два разных ЭДО” отличались вполне ощутимо.
Тем не менее, растущий рынок EDI и внешнего ЭДО не мог остаться незамеченным. Незримая точка прибыли “поползла” по графику куда-то в направлении к e-invoicing. И заметили это все, кто имел дело с документооборотом.
В речах вчерашних разработчиков и внедренцев систем типа СЭД замелькали знакомые каждому EDI-провайдеру слова типа SOAP или XML. У компаний, занимавшимися, преимущественно, локальными решениями, пробудился не свойственный им до этого интерес к облачным платформам. Те, кто призывал клиентов извлечь побольше пользы из неструктурированных данных, начали сегодня агитировать за обмен структурированной информацией. “Зонтичная” и весьма растяжимая аббревиатура ЭДО помогает им убедить заказчиков в том, что могут они и это. Все реже можно прочитать пресс-релизы о масштабных внедрениях СЭД/ECM без упоминаний о том, что, заодно, был налажен и внешний обмен электронными документами.
Сейчас стало отчетливо видно, что рынок внешнего ЭДО приковал к себе значительно больше внимания, чем EDI. Среди заказчиков, операторов, — а также заказчиков, подумывающих о том, чтобы самим стать операторами, — можно сегодня найти названия самых разных компаний. В частности, уже позиционируют себя в связи с отечественным ЭДО и крупные международные корпорации, скажем, уровня Xerox.
Объясним и понятен и давнишний интерес к теме крупных игроков из телекома, таких как Мегафон. С 2012 года ЭДО для юрлиц развивает «Ростелеком». О своих планах выйти на рынок электронного обмена в 2014 г. в качестве оператора объявили в МТС. Новые горизонты открываются в связи с тем, что Сбербанк РФ начал в этом году продвижение услуг электронного обмена через сеть своих территориальных отделений.
Если мы захотим перечислить профессиональных EDI провайдеров, способных быстро и качественно наладить обмен XML-документами, то в таком списке окажется всего пара десятков компаний. Причем, чтобы разыскать и внести в него их всех, придется сильно постараться. Если же просуммировать число доверенных операторов , перечисленных на сайте ФНС с количеством удостоверяющих центров, то мы уже получим около сотни компаний, так или иначе заинтересованных в рынке внешнего ЭДО.
Порог выхода на данный рынок сегодня низок. Это привлекло к нему игроков, имеющих, вообще говоря, достаточно мало оснований для того, чтобы им можно было смело доверить налаживание внешнего электронного обмена. Однако нужно вспомнить и про других, крупных и высокотехнологичных игроков, чьи ресурсы и возможности на порядки выше, чем у отечественных провайдеров EDI. Можно сделать прогноз о том, что рынок электронного обмена в РФ вырастет не только количественно, но и качественно. Конкуренция на нем, со временем, должна обостриться. По своим параметрам он должен постепенно начать соответствовать тому, что мы уже видим в других странах, например европейских.
Немаловажным при всем при этом является позиция государства. Допустим, страны Скандинавского полуострова ввели достаточно жесткие правила по поводу обязательности использования электронных документов в B2G. Сообразно с данным обстоятельством, мы видим этот регион и в числе лидеров мирового e-invoicing на рисунке, приведенном ниже. Хочется верить, что и российский электронный обмен тоже станет когда-нибудь на этой карте более «бурым».
Рынок e-invoicing в 2013-м: лидеры и отстающие
В прошлом году снова были зафиксированы некие подвижки по поводу стандартизации электронного обмена между российскими ФОИВ. Процент использования электронных документов в G2G должен планомерно расти с каждым годом. К 2015 г. плановый показатель должен составить 70%. В 2018 -м федеральные ОГВ и Правительство должны будут перейти на электронный обмен окончательно. И т.д.
Процесс перехода российских ОГВ на ЭДО крайне инерционный. И сопровождается неоднократными, ставшими привычными переносами сроков. Тем не менее, процесс этот не затухает, а интерес органов власти к теме ЭДО очевиден сегодня каждому. Понятно, насколько важны пример и принципиальная позиция государства по вопросам практического использования электронных документов. Пожалуй, коммерческим компаниям еще рано вполне полагаться на официально объявленные в этой сфере планы преобразований по цифрам и срокам их достижения. Тем не менее, по части настойчивости нашему государству удалось убедить в серьезности своих “электронных” намерений уже многих.