EDI на службе в ГИБДД

Какое отношение может иметь EDI к ГИБДД? Жизненный опыт подсказывает, что самое прямое и непосредственное.

Пожалуй, самым печальным событием в жизни любого автомобилиста является авария. Каким бы ни был стаж вождения и уровень подготовки, от ДТП не застрахован никто.

Хорошо, если в происшествии не пострадали люди. В конце концов, автомобиль — это просто кусок железа и пластика. Но даже для примирившихся с мыслью о случившемся участников ДТП, жизненные испытания не закончены. Их ждет долгая и нудная процедура оформления аварии сотрудниками ГИБДД. Определение виноватого. Составление документов с нужными печатями, штампами и верно написанными там цифрами и словам. Последующие разборки со страховой компанией и автосервисом. И прочее.

Итак, реальная жизненная ситуация. Июнь 2014 года, столичный город, конец рабочего дня, час пик, помятое крыло авто … Сколько же часов придется ждать инспектора, а потом получать справку о ДТП, Протокол, другие документы?

ГИБДД приятно удивило. Инспектор прибыл на место в течение четверти часа. Пригласил участников ДТП, — по очереди, — в свой автомобиль. И в течение 15 мин. оформил и выдал каждому все документы. Без малейшего намека на какие-то материальные стимулы. «Не может быть», — скажете вы. Но это правда. Ведь на заднем сиденье патрульного автомобиля располагался обычный офисный лазерный принтер. А в руках инспектор держал планшетный компьютер.

Инспектор авторизуется, открывает подходящий шаблон. Затем, при вводе информации о водителе, автоматически извлекается информация из базы данных. И, видимо, подставляется в нужные поля формируемого документа. Разумно предположить, что помогает все это проделать интернет. Все произошло быстро. Радости не было предела.

Сразу же поехал к автодилеру — оформлять страховой случай. Предъявил все бумаги. Радость померкла. В Справке и Протоколе обнаружилось несоответствие в номере автомобиля.

Следовательно, часть информации вводилась вручную или бралась из разных источников. К тому же, наверняка, отсутствовала связанность документов в ведомственной ИС и автоматический контроль качества данных. «Эх, нас бы сюда», — подумал любой EDI-оператор. Ведь все эти базовые вещи научились делать уже много лет назад.

Было бы очень удобно из базы данных ГИБДД сразу же отправить документы каждому водителю в электронном виде. А еще лучше – прямо в страховую компанию. Тогда бы не пришлось ездить в районное отделение, стоять в очередях, просить внести исправления, потом их заверять печатью и т.п.

Страховых компаний у нас не так уж и много. Создать справочник их адресов – дело на несколько часов для 1 программиста. А экономия времени граждан и служащих в масштабах нашей страны — сотни и тысячи человеко-часов ежедневно.

Да и страховые компании избавились бы от ручного ввода и обработки данных, более быстро, дешево и качественно обслужили бы клиентов. Впрочем, многие страховые компании не особенно заинтересованы в ускорении процедуры, так как, в финале, им приходится выплачивать деньги за ремонт. Бумажная волокита, возможно, позволяет некоторым из них регулировать срок наступления таких выплат так, как им удобно. Но это, согласитесь, уже другая история.

В любом случае, очень приятно осознавать, что ИКТ реально приходят в госсектор и помогают нашим гражданам в повседневной жизни. И может быть в недалеком будущем EDI-сообщения “придут на службу” в ГИБДД.

Алексей Тихонов

Top