После «легализации» в Республике Беларусь электронных накладных, рынок EDI и ЭДО там стремительно ускорился. Опытом ведущего игрока поделился с M-EDI-A Юрий Исаревич, заместитель директора по развитию бизнеса компании «Современные технологии торговли».
M-EDI-A: Как компании «Современные технологии торговли» удалось стать одним из лидеров белорусского рынка электронного обмена?
Юрий Исаревич: Наша компания занимается продвижением и развитием EDI-сервисов в стране с 2010 года. Первые три года были потрачены на формирование, собственно говоря, рынка внешнего электронного документооборота (ЭДО), а также на доработку нашего ПО под требования бизнеса клиентов. Первая проблема, возникшая в самом начале пути, – инерция потенциальных заказчиков, их нежелание что-либо менять. Мы занимались, по большому счёту, миссионерской деятельностью. Нужно было найти способ показать бизнесу, где он теряет деньги, суметь наглядно продемонстрировать как можно сократить издержки. Государственные сети и многие поставщики до сих пор считают, что EDI – это «капиталистическая блажь», а административный метод хозяйствования – единственно верное решение всех проблем. Общаться с ними сложно. Вполне закономерно, что именно частные сети ритейлеров решили первыми «окунуться в омут» электронного обмена.
С конца 2011 г. наш проект работает в полнофункциональном режиме, успешно развивается. Но стать лидером – не значит оставаться им всегда. Первые годы, когда рынок Беларуси был достаточно “сырым”, неготовым к новым технологиям, зарубежные провайдеры не особо сюда стремились. В чем проявилось их нежелание заниматься «миссионерством».
M-EDI-A: А что сейчас?
Юрий Исаревич: Сейчас ситуация кардинальным образом изменилась. Количество наших конкурентов — или тех, кто хочет ими стать — растёт. Впрочем, мы были заранее готовы к такому развитию ситуации и этого не боимся. Наши сильные стороны – детальное знание местного рынка, его особенностей, умение оперативно реагировать на потребности клиентов и изменение законодательной базы страны, конструктивные, партнерские отношения с государством и регулирующими рынок электронного документооборота организациями. Мы знакомы практически со всеми ритейлерами и их поставщиками, изучили запросы наших партнёров и стараемся предугадать их потребности, найти решения которые, возможно, станут востребованы в ближайшем будущем.
M-EDI-A: В чем особенности EDI-системы TOPBY? Как они проецируются на конкурентные преимущества компании «Современные технологии торговли»?
Юрий Исаревич: Мы сразу же занялись анализом нужд и потребностей торговли. Так в TOPBY появился товарный каталог актуальных предложений (по состоянию «на сегодня»), формируемый поставщиками. На Западе общение с сетью немыслимо без предоставления корректных данных. Поэтому описание товаров ведется по международным стандартам GS1. Мы приняли такое решение для того, чтобы избежать дублирования, повторения этой работы в будущем. Далее мы вплотную занялись вопросами юзабилити, настройкой «удобства» для товароведов, работающих с системой. С целью минимизировать их время на ежедневные операции в системе.
Впрочем, не все сводится к одним только ИТ. Поэтому параллельно, мы делали все от нас зависящее, чтобы «Уведомление об отгрузке» (DESADV) стало аналогом товарно-транспортной накладной в нашей стране. Позже, благодаря проделанной работе, появился государственный стандарт, которому мы, безусловно, максимально соответствуем.
Работа по формированию стандарта электронной товарной (BLRDLN) и товарно-транспортной накладной (BLRWBL) проходила с нашим участием. Предполагаю, что, во многом благодаря этому, у регуляторов появилось понимание того, что данные вопросы нельзя рассматривать в чисто административном ключе, в отрыве от реалий процесса поставок товаров. В конечном итоге, было законодательно принято решение обмениваться такими документами только через аттестованных EDI-провайдеров.
M-EDI-A: Насколько высок спрос торговой отрасли на EDI в Республике Беларусь?
Юрий Исаревич: В силу ряда причин, рынок ритейла в нашей стране формировался в условиях практически полной изоляции от лучших мировых практик. Отсутствие инструментов, позволяющих оптимизировать бизнес-процессы и минимизировать издержки, привели к тому, что наиболее продвинутые ритейлеры пытались сами их создать. Решив часть текущих вопросов методом DIY. В итоге, вместо старых, возникли две достаточно серьёзные новые проблемы. Первая – несовместимость решений в разных торговых компаниях. Вторая – логически вытекает из первой. И заключается в том, что сети, израсходовав достаточно большие средства на собственные локальные разработки, оказались морально не готовы их «похоронить» и перейти на другие, современные решения. Сети иногда сопротивляются внедрению EDI-решений, что называется, «до последней капли крови».
M-EDI-A: На какие показатели по EDI вам удалось сегодня выйти?
Юрий Исаревич: В настоящее время, EDI-система TOPBY находится в стадии активного роста. Наша страна сравнительно невелика, компактна. Поэтому любые цифры имеет смысл соотнести, прежде всего, с территорией и количеством населения. На сегодня мы обслуживаем 7 крупных белорусских ритейлеров и ещё с 9-ю проводим интеграцию. Что касается количества обрабатываемых документов, то ситуация изменяется чуть ли не ежедневно, рост сейчас происходит лавинообразно. Пожалуй, говорить об итоговых цифрах будет лучше через полгода-год, когда ситуация станет немного стабильнее.
M-EDI-A: Есть ли поддержка, необходимая для развития в стране EDI, со стороны государства?
Юрий Исаревич: Не претендуем на истину в последней инстанции. Но, на наш взгляд, интерес почти любого государства, по большому счёту, сводится к фискальной части. Каким образом товар попадает в магазины, кто является поставщиком или покупателем, какие затраты при этом несут обе стороны, ему (государству) не особенно интересно. Впрочем, в последнее время по налоговой части наблюдаются значительные изменения. Во многом благодаря пониманию специалистов Министерства по налогам и сборам принципов электронной коммерции (к которой относят и EDI – прим. M-EDI-A).
Сегодня, на наш взгляд, государство делает если не все возможное, то многое, нужное для того, чтобы в стране появился коммерческий электронный документооборот. После выхода ряда недавних постановлений, мы рассчитываем, что бизнес-партнёры начнут активнее переходить от бумажных накладных к легитимным электронным документам. В то же время, мы не ждём, что многочисленные “тараканы” в головах бизнесменов скоропостижно разбегутся. И в стране наступит полное и всеобъемлющее осознание необходимости внедрения ЭДО. Мы понимаем, что находимся в самом начале пути. И готовы к долгосрочным проектам и кропотливой работе, в отличие от некоторых компаний, приходящих на наш рынок в ожидании сиюминутной прибыли.
Что касается государственной поддержки, то мы ее получаем максимально – с учетом того немаловажного обстоятельства, что государство не может, да и не должно как-то особенно сильно влиять на процессы поставок. Большая часть нашего ритейла – это частные компании, формирующие свои собственные, корпоративные стандарты ведения бизнеса. Огромную помощь в продвижении единых, общих стандартов оказывает Министерство по налогам и сборам как главный регулятор процесса перемещения в стране товарно-материальных ценностей, контролирующий также и исполнение налоговых обязательств по НДС.
Первый шаг государство уже сделало: изменило Налоговый кодекс и выпустило необходимую нормативную базу, требующуюся для появления в стране электронных накладных. Предполагаю, что получив положительный опыт отказа от “бумаги”, государство и дальше пойдет по пути минимизации издержек для компаний. По крайней мере, сегодня уже ведутся работы по созданию электронных счетов-фактур, гармонизированных с европейским рынком и рынком стран Таможенного союза. У зарубежных провайдеров, приходящих на наш рынок, мы пока не увидели заинтересованности в этой работе. Из чего делаем вывод, что такие компании более ориентированы на получение краткосрочной выгоды, нежели чем на изменение общей экономической ситуации в стране.
M-EDI-A: Ощущается ли конкуренция с операторами из стран СНГ, международными провайдерами?
Юрий Исаревич: Наличие конкуренции – обязательный фактор для любой сферы бизнеса. В то же время, Беларусь сравнительно невелика и большого количества провайдеров она “не переварит”. По аналогии с рынком мобильной связи, могу предположить, что оптимальное количество провайдеров для нас 2. Больше – попросту станет экономически нецелесообразным. Могу спрогнозировать, что пытаться войти на этот рынок будут многие. Но через год-другой на нём останется, максимум, 2 или 3 профессиональных провайдера.
M-EDI-A: Ваш подход к EDI аналогичен, скажем, российскому или же есть какие-то отличия? В чем они?
Юрий Исаревич: По мере проникновения на белорусский рынок прогрессивных технологий и постепенного изгнания из бизнеса элементов «совка», становится ясно, что изобретать что-то абсолютно новое нецелесообразно. Да и вряд ли это возможно. Пускай и с большим трудом, но к бизнесу приходит понимание того, что нужно отказываться от всякого рода коленописных вещей в пользу унифицированных форматов, принимаемых всеми участниками рынка.
Каких-то принципиальных отличий по части EDI и ЭДО нет. Различия — в деталях. Например, в Республике Беларусь вместо документа «Инвойс» применяется ТТН (товарно-транспортная накладная).
В остальном все примерно то же самое. Мы стремимся к «классическому» EDI. Примером служат не только российские операторы, за деятельностью которых мы внимательно следим (участвуем в заседаниях комитета ECR-Rus и т.д.), но и западные. В частности, мы налаживаем роуминг с одним из ведущих EDI-операторов балтийского региона, имеющего связь с крупным европейским оператором.
M-EDI-A: Как строится ваше взаимодействие с GS1, ECR, местными ассоциациями, регуляторами рынка?
Юрий Исаревич: Мы изначально придерживались стратегии максимального взаимодействия с государством и бизнесом при формировании правил EDI-обмена, адаптации международного опыта. Нашим главным партнером со стороны государства выступил «Центр систем идентификации» — головная организация, определенная постановлением Совета Министров, по развитию электронных деловых операций в стране. Вместе с нею и с Ассоциацией ГС1 Бел (полномочными представителями GS1 в Беларуси) мы “приземляли” западные стандарты электронного обмена данными (UN/EDIFACT и EANCOM) на наши реалии.
Безусловно, мы смотрели на положительный опыт работы через отраслевые объединения и союзы, наподобие ECR, даже делали попытку создания собственного ECR-BEL. Но, к сожалению, неспособность торговли (как государственной так и частной) к объединению, необходимому для продвижения общих интересов, а также неуверенность в собственных силах по «влиянию на поставщиков» (остающихся потому инертными) не позволила собрать «костяк единомышленников» для выработки единых правил и продвижения лучших практик электронной коммерции. Но работа в этом направлении не остановлена. Думаю, по мере созревания рынка она будет продолжаться.
M-EDI-A: На сайте компании «Современные технологии торговли» вы делаете акцент на то, чтобы помогать клиентам с продажами, занимаетесь продвижением их товаров через канал EDI. Не могли бы Вы подробнее рассказать об этом интересном опыте?
Юрий Исаревич: Мы уже упоминали про универсальный каталог предложений TOPBY по товарам «на сегодня». Он синхронизированн с единственной в стране легитимной базой данных описаний товаров, построенной на международных стандартах GS1. Это Банк электронных паспортов товаров (БЭПТ), разработанный по постановлению Совета Министров Республики Беларусь. Владельцем ИС является Национальная академия наук Беларуси в лице РУП «Центр систем идентификации». Благодаря данному инструменту, поставщики имеют возможность быстрее выводить на рынок свою продукцию (оповещение о новом товаре в личный кабинет ритейлера придет мгновенно), а также продвигать свои товары среди профессиональной аудитории закупщиков. Как уже рассказывал, мы максимально упростили поставщикам задачу подготовки данных, необходимой при работе с зарубежными сетями. Собранные сведения о товарах готовы для передачи в глобальные сети синхронизации (GDSN) для последующей их обработки всеми участниками рынка электронной коммерции. Понимание необходимости создания такого каталога пришло к нам еще в самом начале, на стадии формирования проекта TOPBY. И мы рады, что правильность нашего решения подтвердили на практике и наши коллеги на российском рынке: примерно с 2013 года там тоже начали активно наполнять аналогичный каталог мастер-данных о товаре iCat.
M-EDI-A: Каковы планы компании на ближайшие годы? Какими Вы видите перспективы EDI в Республике Беларусь?
Юрий Исаревич: В настоящее время мы активно сотрудничаем с государственными органами по вопросу разработки и внедрения легитимных электронных документов. После завершения всех необходимых процедур, мы планируем стать первым национальным аттестованным провайдером ЭДО и оказывать свои услуги всей стране. Перспективы развития EDI вижу вполне радужным. После долгих лет застоя, наша компания ожидает бурного развития этих технологий во всех сферах жизни страны.
Юрий Иванов