e-commerce. Две главные беды отечественной электронной торговли

Одной из традиционных российских проблем является все, что связано с логистикой. Причем попытки индивидуально обслужить на дому каждого розничного покупателя их дополнительно усугубляют. Раз так, то говорить про наращивание автоматизации в сфере e-commerce, вроде бы, пока преждевременно. Однако логистика ли мешает?

Если мы хотим избавить персонал интернет-магазина от непроизводительного ручного труда, то нам потребуется внешний сервис, наполняющий наши онлайн-каталоги мастер-данными. Нелишними окажутся и внешние данные мониторинга цен на аналогичные товары в интернет-магазинах конкурентов. Что позволит нам автоматизировать процесс выставления цен с учетом имеющихся ограничений (закупочной себестоимости и пр.), написав программу, реализующую ту или иную ценовую рыночную стратегию.

Автоматизировав процесс заполнения страниц с описаниями товаров и процедуру выставления цен, мы получим систему, аналогичную тем, которые используются для биржевой торговли. Она будет быстрой и эффективной.

Вместе с тем, никто не сможет помешать лично вам отказаться от полной автоматизации. Устанавливать цены по своему усмотрению. Придумывать акции и специальные предложения. Или редактировать описания товаров вручную — так, как это умеете только вы один. При этом будет сложно тягаться с автоматизированными площадками, на которых моментально и безошибочно можно найти любой товар по оптимальной цене. Значит, автоматизация интернет-магазина постепенно перестанет быть конкуретным отличием. И постепенно превратится в достаточно обыденную вещь, которую просто нужно иметь, чтобы всерьез заниматься этим бизнесом.

Ключевая роль отойдет не к тем, кто развернул и поддерживает своими усилиями ту или иную CMS для торговли в интернет, а к тем, кто будет оперативно снабжать всех их надежными сведениями. Себестоимость будет во многом определяться ценой таких сервисов. Что, по крайней мере, будет справедливо для крупных, универсальных магазинов с большим количеством товарных позиций, которые еще более затратно будет пытаться поддерживать в упорядоченном состоянии вручную.

Однако автоматизировать доставку товара в подобном духе у нас, вообще говоря, прямо сегодня не получится – это дело далекого будущего. Значит на 100% автоматизировать e-commerce сейчас невозможно?

Делая такой пессимистичный вывод, мы забываем про то, что электронная торговля многолика. Есть например такой сегмент, где торгуют электронными лицензиями на ПО. Вся «логистика» там нередко сводится, главным образом, к отправке ключей активации по электронной почте. Особенно справедливо это для развитых стран, где волокита с бумажными лицензиями (нужными только для того, чтобы предъявить их проверяющим) сведена к минимуму. А проще сказать — отсутствует. Спецификой торговли ПО является то, что клиенты-юрлица часто хотят получить консультацию по поводу оптимального подбора и управления пакетом лицензий. Что, впрочем, никак не мешает многим из них закупать нужные лицензии вовсе не там, где их проконсультировали, а там, где это стоит дешевле всего.

Отметим тот факт, что технология EDI применима к автоматизации электронной торговли в полной мере и объеме. Автоматическое заполнение каталогов товаров мастер-данными – это, безусловно, EDI. Примерно то же можно сказать и про сервисы, снабжающие клиентов сведениями о ценах.

Вот что рассказал коммерческий директор авиакомпании British Airways Эндрю Кроули (Andrew Crawley), комментируя проект ассоциации IATA под названием New Distribution Capability (NDC), одна из целей которого —  дать пассажирам авиалиний возможность простым способом сопоставлять (сложные и перегруженные всевозможными программами лояльности) тарифы перевозчиков. Чтобы, в итоге, их можно было сравнивать примерно так же, как сравнивают между собой цены на аналогичные товары в интернет-магазинах.

“Идея NDC для меня очень проста, — говорит Эндрю Кроули. – И заключается она в модернизации стандарта EDIFACT, который был разработан еще 25 лет назад. Новый веб-ориентированный стандарт позволит нам более эффективно распространять сведения о своих тарифах, подробно рассказав при этом клиенту о том, что именно он получит за свои деньги. Когда он будет разработан, многое (в отрасли) станет определяться тем, чего именно хотят клиенты”.

Вспомним о том, что рынок продаж авиационных и прочих билетов составляет значительную часть объема рынка e-commerce. И отметим тот факт, что EDI используется для передачи сведений о тарифах и ценах настолько интенсивно, что на Западе речь уже идет о разработке новых, кастомизированных под отраслевые нужды стандартов.

Вернемся к дистрибуции ПО. Где многие уже давно привыкли скачивать программы с сайтов, вместо того, чтобы покупать то же самое в коробочном исполнении. В сфере продаж софта существует и другие способы его доставки. Например, ESD (Electronic Software Distribution) –  вещь почти такая же древняя, как и стандарты EDIFACT.

Нельзя ли автоматизировать “отгрузку” ПО торговым партнерам? Об этом задумались в компании Broadliner и запустили в прошлом году сервис ESDviaEDI, интегрированный с ERP. Таким способом удалось автоматизировать не только процесс высылки электронных лицензий по почте, но и загрузку необходимых дистрибутивов. То есть, мы видим, что, в ряде случаев, в сфере электронной торговли получается автоматизировать доставку товара. Причем — вполне можно сделать это уже сегодня.

Когда мы говорим про маркетинг, то первое, что приходит в голову — это правило . Когда мы говорим про проблемы, мешающие чему-нибудь у нас, то первым, почему-то, вспоминается  афоризм: «В России две беды — дураки и дороги». Который можно сделать еще более кратким. Сформулировав, на западный манер, как правило 2Д.

Можно предположить, что главным сдерживающим фактором для проникновения современных технологий автоматизации в отечественный e-commerce является не логистика, а скорее отсутствие координации достаточно очевидных совместных интересов EDI-провайдеров и электронных коммерсантов. В частности, вполне понятно, что необходимые для «продвинутых» сервисов обмена стандарты разработать в одиночку, усилиями одного, отдельно взятого интернет-магазина, не получится.

 


 

 Фото: bdg.by

 

Top