EDI, e-invoicing и AP Automation: парадоксы классификации

В порядке мысленного эксперимента, попытаемся структурировать отрасль электронного EDI обмена так, как это было принято в советское время. Когда по каждому поводу (или даже без него) было принято учреждать отдельное головное предприятие или главное управление. Что у нас получится c EDI, e-invoicing и AP Automation?

Получится у нас примерно следующее. Головной конторой, ведающей всем электронным обменом, стало бы у нас какое-нибудь ведомство, курирующее вопросы EDI.

С технической точки зрения, отправка электронных счетов-фактур, вообще говоря, никак не отличается от отправки EDI-сообщения типа инвойс. Именно так и рассудили, например, во многих странах ЕС. У нас же пока что принято оформлять электронные счета-фактуры обособленным от мировой практики стандартом, добавлять к ним ЭП, придумывать по этому поводу что-то еще.

Тем не менее, понятно, что принципиального технологического отличия во всем этом все равно нету. Следовательно, главное управление e-invoicing, по мудрому совету из какого-нибудь отраслевого НИИ, отошло бы у нас под крыло к EDI-ведомству. Значит, туда же, в итоге, угодило бы и другое учреждение. Которое занялось бы автоматизацией кредиторской задолженности (AP Automation). Понятно, что основой для современной автоматизации кредиторки является то, что счета уже приобрели электронный вид. Значит, AP Automation — есть логическое продолжение темы e-invoicing.

Такая классификация будет хорошо понятна тем, кто добросовестно написал и защитил диссертацию еще во времена СССР. Все в ней стройно и логично: e-invoicing есть некое подмножество EDI. AP Automation,  в свою очередь, — множество, перекрывающееся с e-invoicing. И какая-нибудь академия народного хозяйства, заслышав все эти тезисы, может радостно приветствовать под своей эгидой очередного, свежеиспеченного кандидата наук.

Изъян такого подхода по нынешним временам очевиден. Если вы не ритейлер, то, скорее всего, не сможете с ходу сказать, что такое EDI. Чего не следует стыдиться, ибо это абсолютно нормально. И, уж тем более, не получится отследить в уме все технологические взаимосвязи, которые соединяют EDI с другими направлениями автоматизации. А вот электронные счета-фактуры или ПО для работы с кредиторской задолженностью вполне могут заинтересовать платежеспособного заказчика. Причем, сами по себе, безо всяких глубоких научных подоплек. Иначе говоря, EDI, e-invoicing и AP Automation — это вполне независимые рыночные направления. Ведь те, кто платит за все это деньги, склонен перечислять их через запятую. А не выстраивать каждый раз в уме сложные логические классификации, заходя глубоко и издалека.

Особенно наглядно видно это на примере темы юридически  значимого электронного документооборота (ЭДО). С технологической точки зрения – это EDI. Однако если написать об этом большими буквами на продающем сайте, то новому клиенту сначала придется найти определение EDI в интернете. А оно, по нынешним временам, такое : «EDI (Electronic Data Interchange, электронный обмен данными) — электронный обмен документами, не имеющими юридической значимости». Узнав о чем,  клиент, отдаст заказ какому-нибудь разработчику локальной СЭД. Который может и не иметь никакого опыта по части внешнего, межкорпоративного электронного обмена. Зато сможет уверенно, — нисколько не кривя душой, — и вполне авторитетно сказать, что он всегда занимался юридически значимым ЭДО и ничем другим больше.

Получается, что упорно настаивать на том, что компания занимается строго EDI – это отталкивать от себя клиентов, интересующихся, например, электронными счетами-фактурами. Вполне разумно забыть про академический подход. И позиционировать направление EDI, e-invoicing и AP Automation каждое по отдельности. Именно так, как делают западные компании и именно так, как за все это сегодня платят деньги их клиенты.

Придя к такому интересному выводу, разберем еще один пример. Попытаемся отнести к одной из трех перечисленных выше групп такую компанию как Тungsten Corporation. Результат у нас будет динамически меняться во времени.

В 2012 г. Тungsten Corporation не имеет к рынку EDI особого отношения. В 2013 г. нам придется записать ее в рубрику e-invoicing. Ведь она купила крупнейшего мирового игрока – провайдера OB10. Который тоже не стоит на месте. И поддерживает множество бизнес-направлений. В частности, развивает сотрудничество в формате партнерства с DocuSphere – компанией, известной успехами на поприще AP Automation.

В начале нынешнего сентября, история получает логическое завершение, и Тungsten покупает DocuSphere. Действительно, направления e-invoicing и AP Automation сочетаются как нельзя лучше, логика компании Тungsten вполне понятна. Но вот какое из этих двух направлений станет для нее главным? И куда следует ее отнести нам – все еще к электронному инвойсингу или уже к автоматизации кредиторки?

Чтобы разобраться,  вернемся к началу статьи. Итак, у нас есть учреждение советского образца. Допустим, ГлавЧерМет. Чем будет заниматься такая организация? Исключительно чугуном, “черным” металлопрокатом и всем таким прочим. Но если ее вдруг заинтересуют и “цветные” металлы, то на нее возвысит свой голос остающийся без работы ГлавЦветМет. Все тут же вернется на круги своя — приобретет вид понятный и приятный исследователю академической направленности. Но в наши дни вся эта «черно-белая» логика уже давно не работает.

Тungsten Corporation в 2014 году мы можем примерно с равным успехом отнести и к EDI, и к e-invoicing. И много к чему еще. Но так вот чтобы прямо однозначно что-то про нее сказать — такого у нас не получится. Ведь на самом-то деле, мы будем пытаться «классифицировать» не компанию, а управляющего ею инвестора Эди Труэлла. Счет успешных сделок M&A, — подобных вышеописанным, — у которого пошел уже на сотни. И простираются они далеко за рамки одной только отрасли электронного обмена.

EDI-провайдеры меняют стратегическое направление своего развития не столь часто. Однако и за ними нам придется долго бегать с пачкой своих “самоклеющихся ярлыков”, которые периодически будут от них “отваливаться”. Мораль вышеизложенного заключается в том, что единоразово расписать рынок по полочкам – несложное занятие, доступное любому нормально отучившемуся выпускнику вуза. Однако надо сразу приготовиться к тому, что латать эту классификацию и ломать над нею голову придется столь же долго, сколь она существует и поддерживается в актуальном, практически-полезном хотя бы для чего-нибудь состоянии. Пока, наконец, не придет понимание того, что конкретные игроки рынка электронного обмена — это и есть то, откуда строится сегодня любая классификация, действительно пригодная для работы.

Игорь Котов

2 Comments

    • EDIY said:

      Ага… И EDI тоже. И много чего еще «И». Придумать для Тангстен новый сектор рынка е-инвойсинг + кредиторка можно. Но нужно понимать, что ее туда придется записать в числе первых. Плюс то, что как Тангстен она еще и не начинала в нем работать. Ничего не смущает?

Top