Мастер-данные помогают продажам

О том, что мастер-данные нужны и важны, наслышаны многие. В то время, как на самом деле интересна отраслевая специфика и полезная «проекция» мастер-данных на продажи.

Регистраторы доменов придумали красивое слово – доменная индустрия. Сначала, помимо собственной воли, зачем-то представляешь себе уходящие до горизонта заводские цеха и дымящие трубы производственных предприятий. А потом спохватываешься. Ведь речь-то идет о «производстве» и продаже другой, гораздо более воздушной субстанции – доменных имен. Являющих собой сочетание букв, разделенных точкой.

Тем не менее, даже буквы можно с успехом продавать. И способствуют тому ни что иное как мастер-данные. Начнем с того, что наличие платформы, хранящий и предоставляющей данные о владельце (администраторе) домена – де-факто штука обязательная.

Примерно так выглядят мастер-данные применительно к доменной индустрии

domain:       EDIY.RU
nserver:      dns1.yandex.net.
nserver:      dns2.yandex.net.
state:        REGISTERED, DELEGATED
person:       Private person
admin-contact: https://www.nic.ru/cgi/whois_webmail.cgi?domain=EDIY.RU
registrar:    RU-CENTER-RU
created:      2013.10.23
paid-till:    2015.10.23
source:       RU-CENTER

Источник: nic.ru, сентябрь 2014

Наиболее наглядно данное обстоятельство выявляется, если внимательно изучить требования некоммерческой корпорации ICANN (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers) к желающим обзавестись собственным доменом первого уровня. К примеру, “.МОСКВА”. Или, допустим, скромным, но солидным в глазах провайдера доменом “.EDI”

Если у компании есть хотя бы 200 – 250 тыс. долл., то сегодня она уже может попробовать это проделать. Перед чем, ее, в частности, попросят описать техническое устройство реестра будущей доменной зоны. Платформа для мастер-данных требуется надежная. Технических сбоев быть не должно. Лишние скандалы никому не нужны, ICANN в том числе. Логика прослеживается.

История со взрывным ростом числа доменных зон получила, на языке ICANN, наименование New gTLD. Имеет она отношение к мастер-данным и еще по одной причине, имя которой TMCH. Речь идет об Trademark Clearinghouse, имеющем благую цель – защиту брендов и торговых марок сразу во всех доменных зонах.


Если отбросить детали, то суть проблемы угадал своим поэтическим чутьем еще А. С. Пушкин. Который когда-то написал: “Что в имени тебе моем? Оно умрет, как шум печальный волны, плеснувшей в берег дальний, как звук ночной в лесу глухом”. Чтобы этого не случилось с именем доменным и брендом тоже, TMCH предлагает целый комплекс услуг.

“.bank, .shop, .radio и еще более 1000 доменных зон появятся в ближайшие месяцы” – бодро обещает рекламный баннер на сайте tmch.ru от лица единственного в России и СНГ аккредитованного агента Депозитария товарных знаков программы новых доменов (New gTLD) – компании RU-CENTER. Оно бы, может, и неплохо. Однако проверив стоимость регистрации домена второго уровня, содержащего наименование торговой марки, приходишь к выводу, что цена на нее может быть, по нынешним временам, любой. Или почти любой. По крайней мере, умножать ее на 1000 новых доменных зон многим почему-то не хочется даже в уме. Бросать работу и отслеживать их появление как-то тоже — не хочется.

Стоимость домена сегодня – понятие растяжимое

18
Источник: nic.ru, сентябрь 2014

Итак, времена изменились. И реагировать путем уплаты денег на каждую новую доменную зону могут позволить себе уже не все. Идея “застолбить” за своей торговой маркой все доменные зоны подряд, наверное, может обойтись дороже ее регистрации. Что же предлагает ICANN, а следом за нею RU-CENTER?

В частности, предлагается вот что: “Если ваш товарный знак внесен в Депозитарий, при попытке регистрации совпадающих с ним доменных имен пользователи получат уведомление о возможном нарушении ваших прав. Если пользователь все же решит зарегистрировать доменное имя, тождественное вашему товарному знаку, вы получите уведомление об этом, чтобы при необходимости своевременно предпринять меры по защите своих прав”.

Иначе говоря, мы имеем очередной, весьма полезный с виду набор сервисов. Способный вовремя оповестить заинтересованных лиц о том, что по мастер-данным происходят (или готовятся) какие-либо ненужные этим лицам изменения. Получается, что можно не тратить деньги на скупку и регулярное продление доменов в тысячах разных зон. Пытаясь тем самым воспрепятствовать потенциальным злоумышленникам использовать имя домена, совпадающее с наименованием чужой компании или же торговой маркой, в результате чего они, со временем, получат те же рыночные перспективы, что и “звук ночной в лесу глухом”. Нужно просто поставить этот процесс на контроль. Что обойдется значительно дешевле.

Организовано ведение данного каталога вполне достойно и разумно. Например, для того, чтобы срочно завести оберегающий вас аккаунт в ICANN TMCH, можно попытаться загрузить туда рекламную-брошюру, пресс-релиз или даже скан товарной этикетки, подтверждающий ваше владение торговой маркой. Чтобы затем можно было спокойно заняться сбором более солидной документации на ту же тему. Так в чем же тогда проблема с ICANN TMCH? Ее нет.

ICANN TMCH — это очередной отраслевой каталог мастер-данных с сервисами, выполняющими полезную многим работу. Основной же резерв его косвенной монетизации кроется, пожалуй, не в оплате за сервисы. А, — скажем так, — на стыке с арбитражной практикой, сложившейся в той или иной стране мира по поводу интеллектуальных прав. Что прямого отношения к самой ICANN TMCH непосредственно, не имеет.

Однако отсутствие проблем у ICANN не означает, что их нет и у нас. Полюбопытствуйте на досуге — как решается вопрос с теми, кто, печальным образом, утратил возможность зарегистрировать название своей компании с доменной зоне .РФ? По причине того, что это уже сделал кто-то другой, более расторопный.

Думаете – ответ очевиден? Вовсе нет. Варианты возможны всякие, но общая канва примерно такая. Период приоритетной регистрации был. Заявку вы, предположим, не подали. Потом название вашей компании зарегистрировал в качестве своего доменного имени кто-то еще. Если это все так, то вам такое доменное имя вроде как, получается, и без надобности.

Не верите? Это понятно. Схема достаточно грубая, бывают важны конкретные детали. Но давайте выберем наугад одно из таких арбитражных дел. Итак, обладатель товарного знака “BALTMAXIMUS” со сроком действия до 8.02.15 попытался прекратить использование доменного имени балт-максимус.рф. Указав, что при его наборе происходит автоматическая переадресация на другой сайт — www.eldorado-kaliningrad.ru, — на котором размещены рекламные материалы ТС «Эльдорадо», демонстрирующие бытовую технику. Пикантность ситуации в том, что исключительное право на товарный знак “BALTMAXIMUS” зарегистрировано в отношении услуг, в том числе, по демонстрации, обновлению рекламных материалов, продвижению бытовой техники и электроники и пр.

“Исходя из содержания п.3 ст.1484, ст.1515 ГК РФ, если на момент рассмотрения дела в суде сходное с товарным знаком обозначение не используется без разрешения правообладателя в доменном имени в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован или однородных товаров, то, соответственно, отсутствуют основания для того чтобы, запрещать ответчику использовать в доменном имени обозначение, сходное до степени смешения с товарным знаком истца,” – сделали свой вывод юристы.

По определению апелляционного суда стороны совместно осмотрели сайт, размещенный под доменным именем балт-максимус.рф, и установили, что перенаправление домена не осуществляется, — читаем мы в материалах дела.

Впрочем, вы тоже можете сделать такой осмотр и свои собственные выводы. Но, конечно же, не на момент рассмотрения дела в суде, который уже закончен. А прямо вот сейчас, сегодня. Рекламная листовка “Эльдорадо” находится на своем прежнем месте — перенаправление работает как и прежде. Что, вполне возможно, говорит о том, что целая череда судебных разбирательств ничего полезного для законного владельца “BALTMAXIMUS” не дала. Точнее же сказать сложно, сами понимаете.

Поэтому лучше приведем еще одну цитату из этого дела, типичную для сегодняшних доменных споров в зоне .РФ: “Решение суда первой инстанции было принято с учетом того, что регистрация в домене РФ началась с ноября 2009 года. Первоначально проходил период приоритетной регистрации для правообладателей товарных знаков. В данный период заявки на регистрацию доменов в домене РФ могли подавать только правообладатели товарных знаков. Информация о порядке подачи заявок для правообладателей товарных знаков в приоритетный период была общедоступной. Приоритетный период истек 16 сентября 2010 года. В свою очередь, с 11 ноября 2010 года. начался период открытой регистрации в домене .РФ для всех желающих”.

Столь длинный абзац, кочующий из одного судебного решения в другое, весьма ценен. Ведь он плавно подводит к мысли о том, что если вы не отследили очередной период приоритетной регистрации и кто-то уже занял домен, то исправить ситуацию получится очень вряд ли. Общедоступность же информации сыграет в наши дни исключительно против вас. Читайте газеты. Слушайте радио. Каждый день заходите на сайт регистратора. Будьте культурным, всесторонне информированным и всегда нечеку. Мораль в этом.

А теперь вернемся к тому, что же предлагает ICANN TMCH. Итак, вас лично лично оповестят о пока еще только возможном или об уже вполне состоявшемся нарушении ваших прав… Потом эта информация станет общедоступной через сервисы типа whois…

…и, честное слово, если вас так это волнует, то лучше пойти и сразу скупить все нужные домены, чем потом запоздало таскаться по каждому из них по судам и выслушивать их правовые позиции по данному вопросу. Ведь скупают же крупные компании во всех зонах подряд все, что хотя бы отдаленно напоминает их название и торговые марки? Вот и вы тоже попробуйте завести у себя менеджера по закупкам доменов и запустить в своей компании аналогичный процесс — с рабочим названием «если дорог тебе твой бренд».

Претензий к каталогу мастер-данных ICANN TMCH нет и быть не может. Однако не заметить того, что благодаря ему доходы некоторых регистраторов доменных имен, скорее всего, заметно подрастут — тоже, знаете ли, сложно. По крайней мере, грамотная постановка дела с регулярным оповещением пользователей по небезразличным для них поводам дорогу к тому открывает. Короче говоря, есть такое предположение, что мастер-данные в умелых руках – это ключ к успешным продажам. Даже такой, казалось бы, эфемерной материи как домены: нескольких букв, разделенных точкой.

Top