EDI в Мексике. Вложили миллионы – получили миллиарды

EDI в Мексике. В 2014 г. крупные мексиканские компании первыми утратили возможность обмениваться электронными инвойсами самостоятельно. И стали посылать их в налоговую через уполномоченных ею провайдеров. Процесс e-invoicing развивается дальше, в том числе — в сторону охвата все новых категорий налогоплательщиков. А его результаты заставляют задуматься Европу о том, не пора ли ей взять Мексику за образец?

Региональные “точки роста” e-invoicing не принято сегодня выделять по чисто географическому принципу. Ведь если бы это было так, то, анализируя Перу, мы бы (тщетно) искали уникальные особенности электронного инвойсинга в Южной Америке. А в случаях с Мексикой и пр. – пришлось бы вспоминать о том, что есть еще Америка Северная и Америка Центральная.

Смысла же в этом нет никакого, поскольку все т.н. латиноамериканские страны демонстрируют близость между собой в культурном и социально-экономическом плане, плохо укладывающуюся в одни только географические координаты. Такая похожесть обособляет их от США и Канады. И обусловленна, в том числе, сходством языков, на которых говорят в регионе. Произошедших, преимущественно, от латыни — откуда и взялось его название.

Государственные языки Латинской Америки

-Языки_Латинской_Америки

 

Источник: ru.wikipedia.org

Все эти факторы дают проекцию на особенности применения e-invoicing. Находящую выражение, например, в том, что и Мексика, и Перу уже ввели его в качестве обязательного. Причем экономисты связывают с данным обстоятельством заметный подъем региона Латинская Америка в целом. Отсюда следует то, что “гуманитарная” классификация оказывается, применительно к e-invoicing, гораздо более релевантной основой для поиска основных региональных отличий.

Тем не менее, в каждой стране — свои особенности. Есть они и в Мексике. Так, мексиканская кухня очень острая. Может быть поэтому, с таким же особенным “огоньком” там взялись и за e-invoicing. Результат не заставил себя долго ждать. И по итогам первого полугодия, каждый песо, потраченный на налоговые проверки, окупился примерно в 60 раз и, в пересчете, принес 4,65 долл.

Более того, пример Мексики убеждает в том, что заработать миллиарды долларов, вложив миллионы, вполне возможно — в том случае, когда речь идет о госсервисах, превратившихся из факультативных в обязательные. В абсолютных величинах, мексиканский бюджет пополнился на 6 млрд. долл, что примерно на 2 млрд. долл. больше, чем за тот же период прошлого года. Притом что расходы на это уложились в сумму, эквивалентную 100 млн. долл. В натуральных измерителях, за первую половину 2014 г. там отправили порядка 2,5 млрд. шт. электронных инвойсов, при этом число их эмитентов выросло в 3 раза.

Эффект был достигнут во-многом благодаря контролю над исполнением налоговых обязательств и четким отслеживанием инвойсов крупнейших налогоплательщиков, с которых собрали примерно половину всех денег для казны. Остальное было получено от более мелких компаний, чей оборот (по итогам 2012 г.) составил менее полу-миллиарда песо (примерно 40 тыс. долл.). Для них был предусмотрен ряд мер, облегчающих переход. В частности, по срокам: он должен был быть произведен не с 1 января (как у крупных), а до конца марта. Правительство явно намерено обременять «электронными» обязанностями все новые категории плательщиков. Например, 1 января 2015 г. дойдет дело до e-invoicing в католических приходах, хотя во многих из церквей еще только предстоит установить первые ПК.

Немаловажно, что в феврале налоговая служба Мексики выпустила мобильное приложение для смартфона на Android, позволяющее создавать ЭСФ в той же манере, как и через интерфейс портала. Интернет версия того же приложения носит название “My accounts”. Сервис позволяет, помимо прочего, вести упрощенный учет доходов и расходов, что весьма удобно для “малых” налогоплательщиков. И вот здесь, почему-то, так и хочется провести аналогию с новым продуктом Сбербанка «Мобильный офис», первая тысяча экземпляров которого была предложена клиентам для тестовой эксплуатации. Хотя наш разговор идет, конечно же, про Мексику. Где сегодня возможно много чего еще. Скажем — заполнение веб-формы для подачи деклараций (вроде нашей № 3-НДФЛ) о доходах за год.

Затронули новые правила и транснациональные корпорации. Соответственно, недостатка в предложениях обеспечить им комплаенс по части инвойсов в странах Латинской Америки не наблюдается. В частности, ключевой игрок на этом рынке, —  компания Invoiceware, —  предлагает им сервис по согласованию выплат зарплаты с новыми правилами e-invoicing. По сложившейся традиции, международные EDI-провайдеры часто вступают при этом в партнерскую связь с местными компаниями, чтобы можно было точнее и оперативнее соблюдать локальные требования.

Эксперты отмечают, что емкость комплаенс-рынка в странах Латинской Америки пока существенно превышает сбытовые показатели для более “продвинутых” сервисов вроде AP Automation. Количество еще не успело перейти в качество, тема соответствия новым правилам пока что самая “горячая”. Латинская Америка столь же рьяно взялась за регулирование электронных инвойсов, как, в свое время, Че Гевара за дело революции. Вполне возможно, что быстропеременчивый комплаенс и все, что с ним как-то связано, составляет заметную часть их доходов.

Впрочем не будем гадать. Ведь и так ясно, что централизованная модель хороша тем, что закладывает предпосылки для более сложных сервисов, производных от e-invoicing. Понятно, что в условиях строгой унификации требований к документам, SCF или электронный факторинг внедрить будет на порядок дешевле. А обязательное прохождение документов через государственную инстанцию дает техническую возможность для того, чтобы еще раз, надежно удостовериться в том, что такой документ действительно был. И «прошел» через налоговый орган в соответствии со всеми его требованиями. Что даст, пожалуй, уже окончательную защиту от самого хитроумнейшего мошенничества, а, значит, и предпосылки для поступательного, не омрачаемого ничем нехорошим развития инновационных сервисов на базовой основе e-invoicing или EDI.

Болезни роста у мексиканского e-invoicing, которым в этом году начали пользоваться уже миллионы людей, также имеются. Ассоциация провайдеров Amexipac отмечает, что долгое время электронные инвойсы оставались неудобными и непонятными (особенно для СМБ), а также подчеркивает, что не все оказались им рады и в 2014 г. Что и делает необходимым присутствие на рынке доверенной третьей стороны в лице авторизированных сертифицированных провайдеров, способных предложить разным категориям пользователей наиболее эффективные решения для передачи электронных инвойсов, – считают в ассоциации. — И напоминают о той роли, которую провайдеры сыграли для того, чтобы централизованная модель стала в этом году явью.

Добавим, что институт аккредитованных и сертифицированных провайдеров появился в Мексике в 2010 г. Первым таким провайдером стала компания Edicom. Сегодня таких провайдеров в Мексике около 80. Нужно ли их там столько — покажет время.

Итак, подведем итоги. При посильных для бюджета затратах, даже в рамках не такой уж большой и богатой страны как Мексика, вполне можно получить ощутимый экономический эффект, исчисляющийся миллиардами долларов. И, уж тем более, рублей.

Ключевым моментом является административный, с чем в России никогда особых проблем не было. Европа, на которую мы так любим ориентироваться по части ИТ, сама, похоже, не прочь взять Мексику за образец. Итак, что же мешает пойти вслед за латиноамериканскими странами, и сделать электронные счета-фактуры обязательными у нас – хотя бы в рамках пилотного региона, площадь которого не будет превышать территорию Мексики больше, чем в 2-3 раза?

Ответ прост. На полном серьезе про e-invoicing в РФ заговорили только в этом году. В то время как в Мексике он имеет уже десятилетнюю историю. Значит, осталось лишь подождать несколько лет, чтобы понять, окажется ли опыт Латинской Америки релевантным российским просторам.

Top