Национальный ИТ-рынок или национальная ИТ-монополия?

Как сообщила недавно газета “Ведомости”, в ее распоряжение попало письмо министра связи Николая Никифорова президенту Владимиру Путину — о стратегии России в области национальной технологической безопасности. Министр пишет о серьезной зависимости страны от импортных поставок оборудования, компонентной базы и программного обеспечения — и предлагает создать в России государственную систему комплексного развития радиоэлектронной промышленности, инженерно-вычислительной инфраструктуры и центров обработки данных, российского программного обеспечения, необходимого для полноценной работы государственных информационных систем и электронного правительства. В письме указывается на высокую зависимость от импортного программного обеспечения и оборудования органов государственной власти, которые ежегодно тратят на IT 80 млрд руб.

Ответственной за создание такой системы министр предлагает сделать госкорпорацию «Ростех», созданную государством и подконтрольную ему. По мысли Никифорова, она должна использовать не только бюджетные средства, но и привлекать средства институтов развития.

В первую очередь письмо касается передачи управления системами электронного правительства, контроль над которыми государство не хотело потерять после приватизации “Ростелекома”. Однако сейчас уже можно говорить о более глубоком участии “Ростеха” в импортозамещении ПО и оборудования.

Полной передачи управления электронным правительством от «Ростелекома» «Ростеху» пока не произошло. Более того, обе госкомпании создали совместное предприятие на базе принадлежавшей оператору компании «РТ-лабс»: она будет разрабатывать софт для импортозамещения для 10 приоритетных направлений, названных ранее министром связи, а также, возможно, осваивать средства фонда поддержки отечественных разработчиков.

А недавно Минкомсвязи предложило ограничить закупки зарубежного софта для органов государственной власти — это было одним из предложений во исполнение поручения премьера Дмитрия Медведева. Уже с 1 июля 2015 г. госорганы должны будут ограничиться тем софтом, который внесен в так называемый реестр отечественного программного обеспечения, — либо обосновать невозможность такого ограничения. Формироваться этот реестр начнет с 1 апреля 2015 г.

Представитель гос­корпорации сообщил, что «Ростех» уже занялся централизацией системы закупок оборудования и программного обеспечения — на базе дочерней «РТ-информ»: «Сейчас вся госкорпорация, включая холдинговые компании, на такие закупки тратит примерно 50 млрд руб. в год. После централизации системы экономия может составить до 30%, т. е. примерно 15 млрд руб. в год».  Это позволит повысить технологическую эффективность, финансовую прозрачность и системность в работе с поставщиками. А сэкономленные средства, по его словам, будут направлены на поддержку отечественных разработчиков программного обеспечения.

««Ростех», — продолжает он, — уже начал строить здание в «Иннополисе»: в нем разместится более 2500 разработчиков, в задачи которых войдет создание российского программного обеспечения. Это могут быть ERP-системы, базы данных, операционная система и среда разработки приложений. Это позволит снизить зависимость «Ростеха» от зарубежного программного обеспечения». «Госкорпорация активно поддерживает инициативу Минкомсвязи создать фонд универсального программного обеспечения, который станет инструментом поддержки российских разработчиков программного обеспечения»,- говорит представитель компании. Но не сообщает, будет ли «Ростех» участвовать в управлении этим фондом.

«Ростех» может поучаствовать в управлении фондом универсального программного обеспечения, который предполагалось формировать за счет 10%-ного сбора с продажи лицензий на софт, говорил в середине сентября «Ведомостям» руководитель одной из компаний, разрабатывающих программное обеспечение. Это подтверждал и человек, близкий к «Ростеху». Именно «Ростех» — вместе с «Ростелекомом» — будет разрабатывать программное обеспечение для импортозамещения по 10 приоритетным направлениям, сообщал руководитель другой крупной компании.

В разработке программного обеспечения и IT в целом «Ростех» ничем себя не проявил и не очень понятно, почему на эту госкорпорацию возлагается ответственность, говорит президент Фонда информационной демократии Илья Массух: «Ростех» занимался созданием единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения и никаких прорывов в ней не заметно. Массух считает, что единственного исполнителя в области информатизации госорганов вообще быть не должно. А координацией расходов и стратегией должен заниматься регулятор, т. е. Минкомсвязи.

Централизация в рамках одного предприятия однотипных функций, таких как закупки оборудования,   достаточно давно и широко применяется как инструмент снижения цен, издержек на техническое обслуживание, повышения эксплуатационных характеристик за счет единообразия моделей и сокращения простоев и т.п. Можно не сомневаться, что Ростех просчитал экономику и получит ожидаемый эффект от централизации закупок ИТ оборудования и программного обесечения. Закупки оборудования по сравнению с разработкой ПО являются намного более простой функцией.

Вполне вероятно, что сформировать свою команду разработчиков ПО для корпораций масштаба Ростех или Ростелеком также оправдано. Только здесь важно разделить разработку ПО для собственных нужд за счет собственных средств с последующим предложением его к использованию остальным госструкутрам, и разработку ПО для всей страны за счет средств госбюджета. И уж совсем другое дело — «… создать в России государственную систему комплексного развития радиоэлектронной промышленности, инженерно-вычислительной инфраструктуры и центров обработки данных, российского программного обеспечения…». Представляется, что эти задачи все же очень сильно различаются.

Относительно централизации разработки ПО для всей страны,  дело обстоит несколько иначе. ПО — это каждый раз что-то уникальное, создаваемое впервые. Важнейшие черты настоящего момента времени — это очень быстрая эволюция технологий разработки, и как следствие — обновления ПО, обязательные требования к совместимости или интегрируемости нового ПО с существующими информационными системами. Плюс очень глубокая отраслевая специализация, основанная на отраслевой экспертизе. В этом смысле попытка централизовать разработку ПО выглядит как попытка быстро создать литературный шедевр, заперев всех писателей и поэтов в одной комнате, или быстро написать  картину, поставив к одному холсту всех художников. Какое-то произведение они напишут, безусловно. И даже можно попытаться потом всех централизованно заставить с восхищением читать это произведение или любоваться им.

Сегодня в России сотни тысяч разработчиков производят миллионы строк кода ПО ежедневно. В чем же причины нехватки отечественного ПО? Только ли в отсутствии централизации бюджета на разработку ПО в Ростелекоме или в Ростехе? Вероятно, проблема в том, что разрабатываемое ПО к моменту запуска в эксплуатацию оказывается или устаревшим, или не предполагающим масштабирование, или не поддерживающим обмен с ПО другого разработчика. И вот здесь централизация очень даже необходима. Но только не в смысле усадить всех разработчиков в одно здание или замкнуть на одного заказчика, а, в первую очередь, централизация разработки и последовательного совершенствования общих требований, стандартов и методик разработки ПО с учетом самых передовых технологий  и отраслевой (прикладной) специфики, и законодательная база, рыночные механизмы, гарантирующие равные условия разработчикам при получении и выполнении государственных заказов. Это могло бы стать основой той самой инфраструктуры ИТ-отрасли. А вот в выборе конечным заказчиком исполнителя работ или готового ПО, отвечающего единым требованиям и стандартам, нужна максимальная децентрализация. Национальный ИТ-рынок и национальная ИТ-монополия — вещи диаметрально противоположные. 

Возможно, именно по причине отсутствия современных методик разработки ПО в отечественных компаниях, использовании устаревших технологий, низкой культуры как заказа ПО, так и организации процесса разработки,  наиболее талантливые российские программисты предпочитают работать на зарубежные компании, одновременно повышая свою квалификацию и достигая более высоких результатов. То есть в первую очередь — единые стандарты разработки ПО и равные условия доступа к госзаказам. Открытые и доступные всему российскому рынку. Учитывающие и российскую специфику и международный опыт.  Представляется, что именно такой подход позволит объединить усилия многих разработчиков, сохранить рыночный подход и конкуренцию и сделать программные продукты «по определению» востребованными, совместимыми и масштабируемыми. Конечно, налоговые льготы, доступные кредиты, защита интеллектуальной собственности и прочие законодательные решения могут создать дополнительные стимулы для развития ИТ. Хочется надеяться, что именно о такой стратегии регулятора и идет речь.


Изображение: freeimages.com

Top