Наступает время EDI в широком смысле этого слова.
Людям всегда свойственно желание заглянуть в будущее, чтобы заранее подготовиться к грядущим изменениям. Каковы основные тенденции и черты современного цифрового общества, цифрового общества в условиях одновременного изобилия товаров в одних странах и голода в других, общества потребления и перепроизводства, общества, переживающего мощнейшие экономический, политический и культурный кризисы, общества дефицита квалифицированной рабочей силы при одновременном росте безработицы и ухудшении качества образования? Общества контрастов и противоречий.
Цифровые технологии сегодня пронизывают все сферы жизни общества (и не снижают своих темпов развития и проникновения вширь и вглубь). Цифровое устройство везде и буквально всегда сопровождает человека, — в кармане, на работе, в общественном транспорте и в автомобиле, на улице, в больнице, ….. Но об этом уже много сказано.
Попробуем сконцентрироваться на более узком вопросе, — вопросе о том, в каком направлении будут развиваться корпоративные информационные системы в ближайшие несколько лет. Изучив множество статей и мнений экспертов, можно сформулировать следующее:
— ранее в центре внимания автоматизаторов были внутренние бизнес-процессы предприятия. Сейчас акцент смещается на внешние коммуникации (взаимодействие с покупателями, поставщиками, государственными органами). Ведь именно из отношений с покупателями формируется выручка. И именно они доминируют на рынке изобилия. Поставщики, в свою очередь, вносят существенный вклад в себестоимость, сроки изготовления и качество продукции, а государство усиливает контроль.
Внутренние производственные и учетные процессы в компании становятся вторичны, они в каком-то смысле подчинены внешней конъюнктуре рынка и внешним связям. Все внутренние затраты нужно уложить в коридор между ценой закупки сырья и ценой продажи готовой продукции. И внутренние производственные процессы, согласитесь, бесполезны в отсутствие рынка сбыта.
— ранее в центре внимания было построение своей собственной ИТ-инфраструктуры. Покупка оборудования, программного обеспечения, формирование собственной ИТ-команды. Теперь эта мода прошла, все стремятся в «облака» или к интеграции с «облаками».
Облака дешевле, надежнее, технологичнее, предоставляют больше сервиса и обеспечивают выше SLA. И именно внешнее облако более приспособлено к автоматизации внешних коммуникаций. Это наглядно подтверждают примеры с развитием EDI-платформ, электронными счетами-фактурами (e-invoicing), CMS-системами, сервисами от Яндекс и Google, электронной торговлей (e-commerce)…
— ранее активно занимались автоматизацией учета документов (бумаг), товаров и денег. Но сегодня эта задача кажется банальной. И даже в каком-то смысле бесполезной. Но для ее решения внедряли совсем не дешевые ERP, классические системы документооборота, бюджетирования. Хорошо знакомые нам «реестр входящих/исходящих документов», «отчет об остатках», «отчет план/факт», системы потокового сканирования, маркировки, распознавания. Этот этап прошел. Он научил всех работать с «цифрой» изначально, а не от бумаги. Но не позволил пока бизнесу извлечь из этого основные максимальные выгоды, которые лежат в автоматизации бизнес-процессов не только от «входа» до «выхода» из конкретного предприятия, но и за его пределами, охватывая множественные внешние связи, клиентов и контрагентов.
Сегодня внимание концентрируется на системах поддержки принятия решений и автоматизации сквозных бизнес-процессов, внутри которых происходят события, на их основе персонал принимает решения, решения оформляются в электронные документы, на основе документов перемещаются товары и деньги, и все это накапливается в Big Data цифровых архивах с огромным набором логически связанных данных, которые доступны для BI-анализа. И все в цифре. И, внимание, абсолютно без бумаг. Согласитесь, глупо, имея «цифру», печатать ее на бумаге, чтобы переслать ее на бумаге контрагенту, а потом снова из бумаги превращать в «цифру», сканируя или набивая в компьютер руками операторов. Пустые затраты и потери времени.
— мобильные технологии: объединение в пространстве (в одном устройстве) и в реальном времени всей информации для работы и для жизни человека. Поток информации от множества датчиков: GPRS, микрофонов, видеокамер, базовых станций сотовых сетей, wi-fi точек доступа, контактных и бесконтактных меток (кредитных карт, карт/систем доступа…), медицинских измерителей позволяет получить полное описание состояния и поведения любого индивида и его окружения. Термин «Всегда на связи» немного корелирует с уже позабытым «Всегда готов», зачастую помимо воли и желания самого индивида.
Человек/компания становятся абсолютно мобильным и прозрачным для окружающего мира. Легко контролируемым и управляемым. Мировые знания становятся все более доступными для человека.
— технологии отбора и повышения качества информации. Из огромного массива данных нужно быстро извлекать именно то, что нужно.
MDM — технологии, стандартизация, автоматический интеллектуальный анализ и отбор контента, распознавание изображений (лица, предметов), звуков (речи), текстов, …, разного рода фильтры, …. позволяют быстро найти именно то, что необходимо здесь и сейчас. И предложить вам принять решение.
— цифровая идентификация и аутентификация, — пароли, SMS-коды, ЭЦП, отпечатки пальцев, сетчатка глаза, иная биометрия и их комбинации.
Можно не волноваться, — информационные системы будут успешно нас идентифицировать. Во всяком случае, не хуже контролера, рассматривающего наш «бумажный» паспорт или пропуск.
— защита информации и шифрование. К этой теме не однозначное отношение. Шифрование есть жестко регламентированная государством технология, и, как следствие, это скорее всего вопрос из серии технологий сохранения политической власти. Иначе не успеешь оглянуться, и вместо привычного доллара появятся непонятно кем контролируемые биткоины.
Технические методы защиты информации постепенно замещаются правовыми, юридическими технологиями защиты прав на интеллектуальную собственность, патенты и т.п. С другой стороны, отлично защищает бизнес высокая динамика/скорость изобретений и вывода на рынок инноваций, — пока копируют старое, сделал новое, и так далее. В этом смысле скорость управления изменениями и инновациями — лучший способ защиты информации и технологий, сохранения лидирующих позиций в бизнесе.
— социальные сети. Мы сегодня сами прямо или косвенно все рассказываем о себе и своих близких. Тем самым формируем свой достаточно полный социально-психологический портрет. Открываем себя к внешним коммуникациям и внешним воздействиям.
Раньше для добывания этой информации все разведки мира с большим трудом формировали резидентурные сети. Сегодня важно иметь доступ к базам данных социальных сетей, мобильных операторов, каналам связи, а также вычислительные средства, способные хранить и обрабатывать гигантские объемы информации… Или, двигаясь дальше, строить свои узкоотраслевые социальные сети с рафинированным контентным наполнением и культивировать там определенные знания и правила поведения.
«Цифра» становится мощнейшим орудием и оружием. И для бизнеса, и для власти, и для человека. В зависимости от того, в чьих руках «цифра», это может быть как мощнейшим орудием просвещения и созидания, так и мощнейшим оружием оболванивания и разрушения.
Новый популярный сегодня термин «гибридные войны» как раз включает в себя это самое «цифровое оружие». Но вернемся к бизнесу.
Судя по всем прогнозам, наступает время взрывного роста технологий и решений для внешнего обмена данными и информацией. Можно сказать, время EDI в широком смысле этого слова. Это включает в себя и автоматизацию цепочек поставок (классический EDI, SCM, e-invoicing, MDM), цепочек взаиморасчетов (SCF, AP, AR, DD), электронную коммерцию, автоматизацию и расширение электронного взаимодействия бизнеса с банками и государственными учреждениями, а также автоматизацию процесса управления отношениями с каждым отдельно взятым сотрудником или клиентом (системы лояльности, управления покупательским спросом, …). Как быстро будет трансформироваться ИТ-отрасль в сторону технологий обмена данными в мире и, особенно, в России, мы наблюдали в 2014 году. Новые еще большие успехи EDI мы увидим в ближайшее время.
Алексей Тихонов
Изображение: bitzcelt / Foter / CC BY-NC-ND