EDI-аналитика открывает ящик Пандоры

EDI-аналитика может стать еще одной услугой, предлагаемой EDI-провайдерами. За прошедшие годы операторы EDI накопили огромные массивы информации об операционной деятельности своих клиентов. Соблазн заглянуть в хранилища велик. 

На прошедшей недавно конференции «Оптимизация бизнес-процессов корпоративного документооборота» в рамках одной из сессий активную дискуссию вызвало выступление о разработке в «КОРУС Консалтинг СНГ» Business Intelligence (BI) решения EDI-аналитика, позволяющего торговой сети и поставщику получать статистические данные о выполнении сроков поставок товаров, полноте поставок и т.п. в разрезе каждого контрагента за произвольные периоды времени. О продукте «EDI-аналитика» докладывали представители «Пивоваренной компании “Балтика” и “X5 Retail Group”. В начале выступления аудитория пыталась понять, о чем идет речь, а затем, разобравшись, стала задавать выступающим довольно острые вопросы, типа «… а что если данные по объемам наших поставок попадут к нашим конкурентам, или на каком основании EDI-оператор извлекает данные из передаваемых через него документов и анализирует их, предоставляя итоговые результаты третьей стороне…”

Очевидно, что у EDI-операторов за 8 лет работы накоплен огромный объем статистической информации по всем прошедшим через них поставкам. Это сотни миллионов документов. На основе анализа этой информации можно делать выводы о сезонной динамике покупательского спроса, его географических аспектах, товарных предпочтениях, сравнивать объемы поставок и цены на одноименные товары у разных поставщиков и для разных торговых сетей, анализировать как долгосрочные так и краткосрочные тренды и многое другое. И EDI-аналитика может рассказать о многом.

Такая EDI-аналитика имеет высокую ценность еще и потому, что основана на абсолютно точных реальных данных по проведенным сделкам. Многие маркетологи платят огромные средства за намного более сомнительные исследования, проводимые на основе социальных опросов. Поэтому можно представить, сколько будет стоить доступ к столь лакомой информации, содержащейся в EDI-документах. Понятен интерес к этой информации и со стороны кредитных организаций, государственных структур, правоохранительных органов. По этой причине база данных и документов EDI-оператора это своего рода ящик Пандоры.

В этой истории понятен интерес крупных поставщиков и крупных торговых сетей. Такая аналитика позволит им стать еще крупнее, вытеснив своих ближайших конкурентов там, где они еще пока как-то присутствуют. При этом сократив издержки на построение и поддержку собственных аналитических систем и улучшив качество своих внутренних бизнес-процессов. Что же касается мелких поставщиков и розничных покупателей, то их мнение традиционно имеет соизмеримое с их размерами значение.

До сих пор считалось, что данные о поставках, содержащиеся в EDI-документах, носят конфиденциальный характер и не могут использоваться оператором ни в каких иных целях, кроме как для передачи их получателю. Однако на практике эти данные накапливались, хранились (причем далеко не всегда в той стране, где работает поставщик или торговая сеть) и ждали своего часа. Или, что также вполне вероятно, обрабатывались и использовались в коммерческих интересах, но без громкой публичной огласки.

Правовой аспект в этом вопросе имеет огромное значение. Однако, вряд ли он был глубоко проработан и закреплен в договорах между EDI-оператором и его клиентами. Поэтому тем поставщикам, кого беспокоит возникшая ситуация, придется решать ее задним числом, подписывая с оператором уже сейчас соответствующие дополнительные соглашения. И не стоит откладывать это в долгий ящик.

При этом важно понимать, что отражение в договоре правил использования EDI-оператором информации, содержащейся в заказах, счетах-фактурах и прочих документах обеспечит защиту этой информации весьма условно. Ведь эти данные априори принадлежат двум сторонам, — поставщику и покупателю. И запрет на их использование с одной стороны не может гарантировать отсутствие разрешения с другой.

Уместно вспомнить и об информационной безопасности, шифровании коммерческих данных. Но это вызовет удорожание процесса обмена электронными документами и, по всей видимости, тоже не выход из ситуации.

Существуют успешные примеры обеспечения защиты разноплановых интересов участников EDI-обмена через общественные организации, отраслевые ассоциации, объединения. Но это характерно, как правило,  для высокоразвитых стран со сложившейся культурой ведения бизнеса.

Более действенным инструментом в сохранении рынка сбыта представляется прямое информационное взаимодействие поставщика с розничным покупателем, заинтересованным в приобретении конкретного товара. Ведь от конечного покупателя у производителя не должно быть секретов. Не вызывает сомнений тот факт, что любой производитель готов продать свой товар конечному покупателю намного дешевле, чем это делает торговая сеть. Прямое взаимодействие, к примеру, обеспечивают интернет-магазины или электронные торговые площадки с отлаженной системой доставки товаров покупателям до ближайшего склада или прямо в руки. И важно, чтобы контроль за работой таких площадок оставался в руках самого производителя, а не множественных посредников, которые часто используют свою близость к покупателю далеко не в лучших целях. По всей видимости, был бы очень востребован такой ИТ-продукт, который позволил бы производителю или группе производителей товаров формировать свою сеть постоянных розничных покупателей и обеспечивать их не только товаром как таковым, но и исчерпывающей достоверной информацией об этих товарах и их конкурентных преимуществах.

Огромную роль в сохранении рынка и обеспечении равных конкурентных условий может играть государство. Именно в руках государства во многом судьба отечественного производителя и сегмента малого и среднего бизнеса (СМБ), о котором говорится очень давно и очень много. Однако не во все времена государство заинтересовано в этом и способно на деле эффективно выполнять свою роль.

EDI-аналитика начинает формироваться как отдельная услуга. Ее важность и значимость для совершенствования взаимодействия поставщиков и торговых сетей действительно высока. Вместе с тем стоит задуматься, сколько еще времени EDI-сервисы будут оставаться платными услугами от ограниченного числа операторов. И когда же появится аналогичный сервис, к примеру,  от Google, с бесплатным API для подключения и к обмену, и к аналитике, и к другим услугам, которые пока еще остаются прерогативой EDI-операторов и операторов электронного документооборота?

Алексей Тихонов


Top