Финансирование цепочек поставок помогает сохранить прибыль при более низкой цене товара. Известно, что увеличение товарооборота и прибыли – основные задачи торговли. Задачи эти взаимосвязаны друг с другом посредством цены. В условиях рынка изобилия, когда о дефиците речи не идет, повышение цены может привести к увеличению прибыли только на коротком временном интервале, пока покупатель не обнаружит аналогичный товар по более выгодной цене у альтернативного продавца. Как следствие, повышение цен увеличивает риск потерять клиента.
Увеличение товарооборота, пусть даже при более низких ценах, позволяет обеспечить ту же прибыль, но при этом иметь больше лояльных покупателей и более устойчивый бизнес. Понятно, что удерживать большой оборот товаров при низких издержках возможно только за счет высокой организации процессов поставок, торговли, быстрых взаиморасчетов и применения передовых технологических решений.
Одним из таких решений является технология финансирования цепочек поставок (Supply Chain Financing или SCF), которая помогает существенно упростить и ускорить процесс взаиморасчетов за счет исключения ручных операций при обработке финансовых документов и сократить количество телефонных звонков при попытке уменьшить задолженность.
Технологической основой SCF является EDI. EDI в реальном времени обеспечивает поставщика и покупателя полной и достоверной информацией о каждой поставке, а также первичными документами, необходимыми для проведения взаиморасчетов. Однако сам процесс взаиморасчетов носит многоступенчатый характер:
- проверка правильности документов,
- их согласование внутри компании и определение очередности платежа,
- проведение перечисления денежных средств,
- информирование о платеже поставщика,
- обработка поставщиком информации по банковским выпискам и корректировка дебиторской задолженности покупателя.
Все это может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев и приводит к снижению оборачиваемости денежных средств, кассовым разрывам, привлечению для их покрытия кредитных ресурсов и увеличению цены, чтобы покрыть потери. Как изменить эту ситуацию?
Одним из вариантов упростить и ускорить процесс взаиморасчетов является формирование и обмен еще несколькими типами EDI-сообщений:
- Счет на оплату товара,
- Уведомление о согласовании счета и об очередности оплаты,
- Уведомление об оплате,
- Уведомление о получении денежных средств,
- Акт сверки взаиморасчетов.
Именно эти сообщения и обеспечивают процесс SCF. В результате их внедрения практически полностью исчезают многочисленные телефонные звонки в коммерческую службу и бухгалтерию торговой сети с вопросами: “А вы оплатили такую-то поставку?”, “А почему?”, “А когда запланирована оплата”, “Подскажите номер платежного поручения?” и множеством других.
SCF предполагает как web-реализацию, так и интеграцию EDI-платформы с учетными системами клиентов. При интеграции клиент получает максимум преимуществ, как и в случае с EDI-сообщениями.
Следующими шагами после внедрения SCF являются более интеллектуальные технологические решения. В частности, динамическое дисконтирование ( Dynamic Discounting ). О нем мы более подробно расскажем в следующих статьях.
Алексей Тихонов