ЭДО с контрагентами

Переход на ЭДО с контрагентами активно продвигается на рынке как услуга от уполномоченных операторов ЭДО для B2B клиентов из различных секторов экономики. При этом очень часто из поля зрения выпадает вопрос, а как обстоят дела по ЭДО с контрагентами самого оператора?

Оператор ЭДО по определению обслуживает огромное количество клиентов. Так как это обслуживание производится на коммерческой основе, то ежемесячно формируется и отправляется в адрес контрагентов огромное количество первичных учетных документов — актов, счетов, счетов-фактур. Как это часто бывает, ряд документов теряется в пути, задерживается с доставкой, или тонет в потоке входящих документов крупной компании. В результате огромный пласт работы по созову, заказу дубликатов, их отправке, получению, обработке. Эти процессы ежемесячно отвлекают огромное количество времени и генерируют дополнительные затраты, усложняют процессы сбора дебиторской задолженности.

И возникает логичный вопрос, — почему сам оператор во взаимодействии с контрагентами не использует продвигаемый им самим электронный документооборот? Тем более, что контрагенты оператора уже являются участниками ЭДО. Поиск ответа на этот вопрос может помочь новым потенциальным клиентам разобраться в качестве и надежности сервиса самого оператора и его технологических возможностях. Ведь если технология обмена электронными юридически значимыми документами действительно удобна и эффективна, то в первую очередь ее нужно использовать у себя, а потом уже предлагать другим.

В этой связи заметно выделяется КОРУС Консалтинг СНГ, который начал заниматься переводом своих контрагентов на электронный документооборот в 2012 году, еще до того, как были законодательно утверждены все регламенты по электронным счетам-фактурам. На первых этапах это не отменяло бумагу, но позволяло исключить ручную подготовку и отправку копий документов, сократить объемы рассылки курьерской почтой и ускорить сбор дебиторской задолженности.

Процесс перевода контрагентов на ЭДО продолжается в КОРУС Консалтинг СНГ уже в течение трех лет, до сегодняшнего дня. На сайте компании приводятся данные:

«КОРУС Консалтинг СНГ» сообщает, что в 2015 году заметно ускорился темп перехода на юридически значимый электронный документооборот (ЮЗЭДО) с контрагентами компании. Сейчас ежемесячно более 400 контрагентов переходят во взаимоотношениях с «КОРУС Консалтинг СНГ» на полностью электронный документооборот. В качестве инструментария ЭДО контрагенты «КОРУС Консалтинг СНГ» пользуются не только нашим продуктом СФЕРА Курьер, но и все больше применяют сервис E-invoicing, доступный для всех организаций-клиентов Сбербанка на портале «Сбербанк Бизнес Онлайн».

Почему же процесс идет столь медленно, когда и клиент и сам оператор технологически полностью готовы и нужно только сказать «да»? Единственной причиной можно назвать низкую заинтересованность исполнителей в переходе на ЭДО. А заставлять своего клиента, по аналогии с ситуацией торговая сеть — поставщик, когда сеть диктует условия, оператор не может. Ведь его клиент по отношению к оператору является покупателем, и чего доброго может обидеться и уйти к конкуренту. Поэтому применяется мягкий подход, объяснения и ожидания.

Насколько интенсивно идет внедрение ЭДО с контрагентами у остальных операторов, мы постараемся рассказать в следующих выпусках. Представляет интерес и вопрос ЭДО при расчетах между самими операторами за роуминг, а также между операторами и их региональными партнерами. Есть ли там электронные счета-фактуры или все еще применяется бумага? С высокой вероятностью можно сказать, что при взаимодействии операторов ЭДО друг с другом электронный документооборот пока не внедрен. Это как сапожник без сапог.

Юрий Иванов


Изображение: hans s / Foter / CC BY-ND

Top