Переход на ЭСФ для СМБ долгие годы был сложным и дорогим. В Объединенном королевстве существует 4,8 млн предприятий в сегменте СМБ, которые обеспечивают 50% экономики частного сектора с годовым оборотом около 3 триллионов фунтов стерлингов.
Тем не менее малые и средние предприятия часто отказывались от участия в контрактах с госорганами из-за бюрократических сложностей процедур оформления сделок и связанных с ними дополнительных затрат (депозитов и долгих сроков ожидания оплаты).
ЭСФ это сервис, который помогает малому и среднему бизнесу:
— снижает затраты при увеличении прозрачности и контроля для поставщика — темы, которые резонируют в политически сложные времена.
— обеспечивает поставщика удобством, так как бумажные счета больше не могут затеряться на почте или в офисе, и устраняет возможность ошибок ввода данных.
— ускоряет обработку закрывающих документов и оплаты, что важно для малого и среднего бизнеса. Отсутствие доступа к кредитам и дефицит оборотного капитала означают, что просроченные платежи для СМБ могут быть вопросом жизни и смерти.
Федерация малого бизнеса сообщает, что 97% местных органов власти говорят, что они будут платить в течение 30 дней. Тем не менее, только 62% это делают. Устаревшие процессы управления кредиторской задолженностью являются ключевой причиной этой проблемы.
Преимущества ЭСФ для госсектора:
— Переход на ЭСФ повысит эффективность государственных организаций и качество их взаимодействия с бизнесом.
— Снижение мошенничества. Великобритания рассчитывает экономию в государственном секторе от перехода на ЭСФ от 4 до 6 млрд фунтов стерлингов в год.
Так что это беспроигрышная ситуация, когда применение ЭСФ позволит предприятиям СМБ проще делать бизнес с органами местного самоуправления, и, с другой стороны, позволит местным органам власти улучшить внутренние процессы и добиться снижения затрат.
Так почему же переход на ЭСФ шел так медленно?
1) Малые и средние предприятия не желают переходить на новую технологию. И не потому, что привыкли работать пером и бумагой. Им нужны простые решения. И они не хотят платить за них. Массовое принятие СМБ PDF счетов-фактур является примером того, как, если технология существует — бесплатная и простая в использовании — малые и средние предприятия с готовностью принимают и используют ее в полной мере.
2) Законодательные нормы по ЭСФ часто требуют от СМБ представить свои счета в другом формате, отличном от того, в котором они их используют. Эти форматы, как правило, XML или EDI, а малые и средние предприятия зачастую не имеют готовых технологических решений и ИТ-персонала для перепрограммирование своих систем. Это требует финансовых расходов и плюс время, затраченное на внесение изменений. Часто требуется дублировать счета, отправляя их через провайдеров.
3) Местные органы власти часто заставляют предприятия использовать конкретную коммерческую систему выставления электронных счетов. И это никак не соответствует задаче сокращения затрат.
Именно эти вещи препятствуют переходу предприятий СМБ на ЭСФ.
В некоторых странах высокие показатели по переходу на ЭСФ были достигнуты посредством административного давления, — обязательного использования ЭСФ (Дания, Мексика, Финляндия, ..). Но всегда ли нужно все делать из под палки?
Без давления обеспечить переход СМБ на ЭСФ можно следующим образом:
- Сделать бесплатный сервис по обмену ЭСФ для СМБ-поставщиков госсектора
- Не просить поставщиков делать какие-либо изменения их внутренней технологии учета
- Не заставлять поставщиков сформировать ЭСФ в собственной учетной системе, а затем дублировать его в web-портале уполномоченного оператора
Местные органы власти в Великобритании начинают понимать преимущества вышесказанного подхода. CloudTrade отмечает огромное увеличение количества государственных органов, принимающих этот подход (почти 40 местных органов власти и других организаций государственного сектора в последние 3 года приняли этот метод). Переход на электронное выставление счетов действительно может быть ключом к привлечению предприятий СМБ для госзакупок.
Задача развития предприятий сегмента СМБ и перехода на ЭСФ очень актуальна и в России. Особенно в связи с изменениями законодательства об обязательном участии предприятий СМБ при распределении госзаказов. Однако у нас ЭСФ далеко не главная проблема. Бюрократия и коррупция мешают СМБ гораздо больше, чем отсутствие ЭСФ. Поэтому уже через полгода обсуждается новое постановление, о снижении квот для малого бизнеса при госзакупках.
Как отметили в предпринимательском объединении «Клуб лидеров», проводившем мониторинг исполнения правительственного постановления, среди основных препятствий для малого бизнеса опрошенные предприниматели называют затратность размещения заявки и низкие шансы на получение заказа.
Главная проблема заключается в том, что большое количество заявок изначально сформулировано под «своего» поставщика, в том числе в виде дополнительных требований, например дорогостоящей добровольной сертификации.
Но будем оптимистами. В любом случае продвижение EDI-технологий и переход на электронные счета-фактуры повышает прозрачность отношений B2B, B2G, B2C и тем самым уменьшает пространство для коррупции и злоупотреблений.
Изображение: USAID Southern Africa / Foter / CC BY-NC