EDI-провайдеры или интеграторы

Похоже, что в ближайшее время мы столкнемся с ситуацией, когда EDI-провайдеры или операторы ЭДО, как их часто называют в России, будут испытывать серьезный дефицит ресурсов.

Это касается и финансирования, и квалифицированного персонала, и инфраструктуры. А некоторые из операторов, вполне вероятно, уже находятся в такой ситуации. И дело здесь вовсе не в экономическом кризисе, курсах валют и санкциях в отношении России.

Основные причины возникновения сложностей у российских операторов ЭДО мы видим в следующем:

  1. Общий рост рынка внешнего электронного документооборота за счет новых типов документов, проникновения ЭДО в новые отрасли, совершенствования законодательства в части юридической значимости и стандартов обмена электронными документами требует увеличения темпов и качества подключения и обслуживания клиентов.
  2. Массовые запросы клиентов на интегрированные с их внутренними учетными системами решения. Интеграционные запросы растут с такой скоростью, что уже сложно разобраться, провайдер ты или интегратор? Это касается всех трех категорий клиентов:
    1. Те из них, кто использует ранее внедренные интеграционные модули, требует их обновления и усовершенствования. И таких клиентов тысячи.
    2. Те, кто ранее использовал web-портал, требуют интеграции, так как количество документов и их типов постоянно растет, и переносить ручными методами эти документы в учетную систему становится все более сложно.
    3. Те, кто подключается вновь, все реже соглашаются на работу через web-портал, так как уже понимают важность интеграции и соглашаются на web разве что в качестве резервного способа доступа к документам.
  3. Все вышеперечисленные задачи для успешного разрешения требуют:
    1. Дополнительного финансирования. Однако предшествующие годы характеризовались постоянным снижением цен на EDI-услуги, в первую очередь, по причине ценовой конкуренции и демпинга. И текущей прибыли может не хватать не только на развитие, но и на обслуживание уже привлеченных кредитов.
    2. Реорганизации внутренних бизнес-процессов у большинства операторов. Разделения функции оператора и функции интегратора. Выстраивания новых отношений с компаниями, внедряющими корпоративные программные продукты. Однако «старому» менеджменту сложно разглядеть новые требования времени и найти правильные решения. Топ-менеджеры большинства операторов работают «от истоков» EDI.
    3. Изменения отношений операторов к конкуренции и друг к другу. Сегодня остро ощущается дефицит единых стандартов к документам (речь не столько про установленные форматами ФНС поля, сколько про специфические атрибуты документов, необходимые для их корректной обработки и автоматической маршрутизации), к интерфейсам для клиентов, единых решений для организации роуминга между операторами, внятных отношений с ERP-вендорами и компаниями-разработчиками внутрикорпоративных ИТ-систем, таких как 1С,  SAP, MS Axapta, CRM, …

По перечисленным вопросам нет готовых решений, но это полбеды. Хуже, что не сформированы и не оформлены организационно механизмы и площадки, на которых подобные решения можно было бы детально прорабатывать и оперативно принимать. Поэтому множественные запросы клиентов остаются неудовлетворенными. Как результат растет недоверие к операторам и к идее перехода на электронный документооборот в целом. После неудачной попытки перевести  обмен документами с контрагентами в электронный вид крупный бизнес может  надолго отложить инициацию подобных проектов.

По-видимому, какое-то время каждый оператор будет продолжать жить «сам по себе», однако запас прочности скажем, у Эдисофт и Контур, или E-COM и КОРУС Консалтинг СНГ очень сильно различается. И тот, кто послабее, может просто не дожить до светлого завтра.

В итоге проиграют все, так как потеря любого игрока на таком узко специализированном рынке это, прежде всего, потеря «рабочих рук», которую так быстро, как хотелось бы, не восполнить. Это, в свою очередь, приведет к замедлению темпов проникновения EDI и ЭДО в различные сферы бизнеса и взаимодействия с госорганами. Чтобы этого не случилось, крупные игроки должны протянуть руку более мелким и сесть за стол переговоров, чтобы объединить усилия друг с другом.

Алексей Тихонов


Изображение: Jared Zimmerman / Foter / CC BY-NC-ND

Top