Какой EDI Вам подходит?

Тысячи лет назад, один древний человек перевернул всю в свою пещеру в поисках охотничего топора. Но поиски закончились безрезультатно, т.к. пещера была мала, а вещей в ней было очень много. Только со второй попытки, после нескольких часов поиска, топор был обнаружен. Задумался человек, где хранить свой топор, чтобы его легко можно было найти. И тут он вспомнил про своего друга, у которого была огромная пещера со множеством комнат. Два друга договорились: хозяин большой пещеры будет хранить оружие товарища в одном из своих помещений и тот сможет взять его, когда оно ему понадобится. Искать топор в заставленной вещами собственной пещере больше не придется! Более того, если охотник решит одолжить оружие кому-то из соседей, то соседи сами смогут легко взять его. Нужно только уведомить хозяина пещеры о том, кому дано разрешение взять оружие.

Так появилось первое «облачное» хранилище.

Термин «облако» известен давно под различными именами. В начале он назывался “режим разделения времени”, затем стали использовать термин “хостинг”. По сути же, «облако» — это эвфемизм для обозначения чьего-либо компьютера.

Идея статьи состоит в представлении новому (а возможно и уже опытному) пользователю EDI вариантов выбора между EDI в облаке или другими конфигурациями, которые позволят решать задачи электронного обмена данными максимально эффективно.

Рассмотрев варианты конфигураций, получим следующий набор:

  1. Собственный EDI. Компания обладает собственными вычислительными и программными средствами для развертывания EDI-системы непосредственно на собственных площадях.
  2. Хостинг EDI. EDI система одной компании работает на мощностях, принадлежащих другой компании, платформа используется несколькими клиентами компании, данные каждого клиента хранятся отдельно.
  3. Веб-EDI. Другая компания управляет веб-сайтом, который позволяет читать и создавать EDI-документы, полученные/передаваемые в EDI, передаваемые или получаемые Вашими торговыми партнерами.

Рассмотрим каждый вариант в разрезе трех ключевых аспектов, чтобы принять оптимальное решение.

  • стоимость (как внедрения, так и сопровождения);
  • экспертиза и поддержка;
  • объем.

Стоимость приобретения оборудования и программного обеспечения для развертывания собственной EDI-системы может варьироваться в широком диапазоне от нескольких сот тысяч рублей, до десятков миллионов, в зависимости от принятых решений. В данном случае следует учитывать, что стоимость не всегда является залогом успеха. И компании с громкими именами не всегда обеспечивают лучший результат.

При расчете стоимости проекта, в дополнение к затратам на развертывание и обслуживание EDI, следует учитывать стоимость ПО СУБД, сетевого и вычислительного оборудования, стоимость их последующей поддержки. Кроме того, к расходам на запуск системы стоит отнести стоимости лицензий, масштабируемости, расходы, которые может вызвать последующее расширение бизнеса.

Для расчета хостингового решения внедрения EDI-системы стоимостью задействованного оборудования можно пренебречь, но, с другой стороны, необходимо добавить оплату услуг консультантов, задействованных в разработке ПО и карт трансляции.

Для веб-EDI характерно отсутствие непосредственного контакта между приложением и EDI-системой. Вместо этого придется вручную набирать или загружать входящие и исходящие данные в приложение и веб-EDI систему. Вероятнее всего, придется оплачивать каждый переданный документ и разработку карт трансляции для каждого торгового партнера.

Для внедрения и эффективного использования EDI-системы кто-то должен определить ее конфигурацию, создать и поддерживать в актуальном состоянии карты трансляции, описать бизнес-процессы, происходящие в компании. Владельцу собственной EDI-системы придется озаботиться принятием на работу профессионала или заключить договор с внешним специалистом, который позаботится о выполнении указанных задач. Так же возникнет необходимость в персонале, обеспечивающем постоянную (или, как минимум, быстро доступную) техническую поддержку. В случае хостинговых или веб-EDI систем, хозяин сервиса должен по согласованным тарифам обеспечить помощь экспертов в составлении карт трансляции и конфигурировании системы, а также службу поддержки клиентов. Безусловно, провайдеры имеют в своем штате квалифицированный персонал, в то же время, их сотрудники в нужный момент могут быть заняты помощью другим клиентам.

При выборе между собственным EDI решением и арендой мощностей следует рассматривать объем передачи данных относительно способности каждой из сторон обработать пиковое количество транзакций за определенный промежуток времени.

Соответствуют ли мощности хостинг-сервиса по передаче и хранению данных уровню Вашего трафика, а также трафика других клиентов хостинга? Готово ли руководство Вашей компании инвестировать в создание довольно крупной системы, чтобы справиться с Вашими объемами? С другой стороны, какое количество транзакций проходит у Вас за день? За неделю? За месяц? Настолько ли их мало, что экономия на при использовании веб-решения будет более существенная, чем при развертывании полностью интегрированной системы?

Единого для всех решения не существует. Современные облачные системы имеют много интересных и полезных функций, недоступных хостинг-провайдерам. Стоит тщательно обдумать и взвесить все «за» и «против», до принятия решения о покупке EDI системы, передаче своих данных третьему лицу или отказу от преимуществ полноценной системы в угоду относительно дешевому входу в мир EDI посредством веб-EDI

Крупной компании, занимающей 20 и более процентов рынка в своей отрасли, можно смело рекомендовать 1 или 2 вариант конфигурации, в зависимости от наличия собственного парка ИТ-оборудования. Это не значит, что нужно создавать новый отдел и набирать в него штат специалистов. Можно приобрести готовое платформенное EDI решение с технической поддержкой или купить компанию-оператора. Причины, по которым это будет экономически оправдано, как минимум три:

  • В первую очередь, столь существенная доля рынка позволит сконцентрировать на базе своей платформы доминирующую долю его участников (поставщиков и покупателей) и, единожды реализовав для них карты трансляции, обеспечить между всеми ними перекрестный обмен данными и документами, создав большой трафик. Более того, в процессе подключения участников рынка активно формировать отраслевые стандарты в части состава данных, документов и процессов электронного взаимодействия.
  • С другой стороны, платить за этот трафик самому не придется, платить будут другие участники, в худшем случае покрывая все затраты владельца платформы, в лучшем — принося ему дополнительную прибыль.
  • И третья причина — это управление доступом к коммерческой информации по своему рынку и риски потери контроля над столь важными для бизнеса электронными коммуникациями. По мере увеличения количества используемых типов документов, проникновения EDI и ЭДО в сферу взаиморасчетов ( SCF, AP, AP Automation, Dynamic Discounting…), накопления статистических данных эти риски при использовании «чужого» решения могут существенно возрастать. Ведь сегодня мало кто из клиентов интересуется вопросами организации процесса разработки и эксплуатации ИТ-инфраструкутры у своих провайдеров. А это напрямую определяет возможности платформы по надежности, масштабируемости, отчуждаемости, нагрузке и т.д.

Мелкие игроки, поставщики, как правило, будут использовать чужие платформенные решения с web-доступом или интеграцией.

А что же будет с независимыми операторами или, точнее, их независимостью? Так или иначе у каждого оператора будет формироваться сегмент рынка, в котором он имеет существенную долю и технологические преимущества своего решения. К примеру, в ритейле сегодня таковым является КОРУС Консалтинг СНГ. Но его купил Сбербанк и, по всей видимости, сфера интересов этого оператора сместиться в сторону обслуживания банка и его клиентов в части взаиморасчетов по банковским услугам, возможно и в сторону работы с госсектором. Тогда в ритейле, к примеру, основная борьба может развернуться между СКБ Контур и E-COM. И в этой ситуации, скажем, X5 Retail Group может подписать договор о стратегическом партнерстве или приобрести долю в бизнесе одного из них и, затем,  сконцентрировать на нем EDI и ЭДО обслуживание всех своих поставщиков. Аналогичным образом может поступить компания SAP, решения которой установлены практически во всех крупных торговых сетях, работающих в России. Таким образом, вполне вероятно, что независимость EDI ЭДО операторов — это не более, чем вопрос времени.

 

Top