Похоже, настало время активного внедрения внешнего ЭДО в телеком отрасли. Телеком всегда привлекал к себе внимание EDI операторов. У EDI (ЭДО) и телеком бизнеса есть много общего. И более «молодой» EDI перенимал у «опытного» телеком подходы к тарифным планам, учился особенностям организации технической поддержки клиентов, разрабатывал и внедрял системы биллинга. И вот пришло время, когда телеком-операторы начали использовать платформы «младшего брата» при переходе на ЭДО со своими клиентами.
В частности, операторы большой тройки (или четверки) ведут активную работу по переходу на электронные счета-фактуры (ЭСФ). Мегафон, Вымпелком, МТС, Ростелеком и их филиалы в настоящее время плотно работают над интеграцией с тем или иным крупным ЭДО оператором (СКБ Контур, Такском, КОРУС Консалтинг СНГ, Калуга Астрал и другими).
Но крупнейшие телеком-операторы — это сложные и длительные проекты. Что и понятно. Много специфики, большая нагрузочная способность решений, интеграция во внутреннюю ИТ-инфраструктуру оператора и его портальные решения.
Другое дело — региональные телеком операторы. Там проекты могут быть проще и реализация быстрее. Хороший пример — проект в Туле, в ходе которого операторы СКБ Контур (платформа Диадок) и Тензор (платформа СБиС) перевели на электронный документооборот Федерального телеком-оператора «Дом.ru Бизнес».
«Новая система от разработчика СКБ «Контур» дополнила систему ЭДО «СБиС», которую «Дом.ru Бизнес» начал использовать в 2014 году в рамках развития каналов самообслуживания. Теперь клиенты «Дом.ru Бизнес» могут получать и обрабатывать юридически значимые электронные документы по услугам связи, выбрав «СБиС» или «Диадок»» — сообщается в пресс-релизе компании.
Формировать и получать электронные версии отчетных документов за услуги связи корпоративные клиенты могут в любое удобное время в «личном кабинете» компании на сайте «Дом.ru Бизнес», который интегрирован с системой «Контур.Диадок».
Возможно, именно интеграция ЭДО в существующие портальные решения телеком-оператора (в личные кабинеты клиентов) является одним из общих требований к проектам внедрения внешнего ЭДО в телеком.
Сотрудничество с ведущими операторами ЭДО позволило нам существенно упростить документооборот, — говорит Елена Венцлавович, директор «Дом.ru Бизнес». — Клиенты «Дом.ru Бизнес» уже оценили преимущества работы с электронными документами в системе «СБиС», сократив время и расходы на получение и обработку отчетной документации. Сегодня более 30% клиентов «Дом.ru Бизнес» активно используют юридически значимый ЭДО от «СБиС» при подготовке отчетности по услугам связи. Благодаря внедрению ЭДО «Контур.Диадок» до конца 2016 года мы планируем увеличить количество активных пользователей ЭДО до 90%.
Чтобы получать документы за услуги связи в электронном виде, клиенту необходимо выполнить очень простую операцию — активировать сервис на сайте оператора ЭДО, используя свой действующий сертификат квалифицированной электронной подписи (КЭП).
Опыт работы с региональными операторами по внедрению ЭДО в телеком отрасли может быть полезен и для более крупных проектов. И не только опыт. Ведь клиентская база «большой тройки» и региональных операторов (предоставляющих доступ в интернет, кабельное телевидение, проводную телефонную связь …) может иметь множественные пересечения. Поэтому, по аналогии с торговыми сетями, в ближайшем будущем можно ожидать горячего обсуждения роуминга между ЭДО операторами для телеком-компаний или подключения к одному и тому же телеком-оператору сразу нескольких операторов ЭДО.
Вторые и последующие подключения, безусловно, проще первого, так как используют уже настроенный и протестированный интерфейс к внутренним системам телеком-оператора. И первопроходцы, как всегда, вынесут на своих плечах основные затраты. Тем не менее, чтобы этот опыт не пропал зря и принес максимальный результат для быстрого масштабирования ЭДО на телеком-рынке, важно уже сейчас задуматься о его обобщении, популяризации и формировании единых требований или стандартов для подобного рода проектов внедрения ЭДО в телеком-отрасли.
Алексей Тихонов