Идеальный заказ

В бизнес-среде, которая все более зависит и управляется посредством набора метрик, «идеальный заказ» выглядит как идеальная метрика.

Придумал и ввел в обращение термин «идеальный заказ» Рэй Ван (R. Ray Wang, Constellation Research, Inc), как инструмент контроля ритейлером эффективности поставщика. Список Вана содержит 20 контрольных позиций, но особенно полезным его делает простота понимания и адаптации к любым видам взаимоотношений «ритейлер-поставщик». В наиболее общем случае, список контроля «совершенного заказа» требует ответа на четыре вопроса:

  • Доставлен ли заказ вовремя?
  • Укомплектован ли заказ полностью?
  • Исполнен ли заказ точно?
  • Есть ли повреждения заказа?

Пятый вопрос: «Наличие и точность предоставления сопроводительной документации к поставке, включая инвойс?» — это также ключевой компонент «идеального заказа» для большинства ритейлеров.

К сожалению, поиск (а зачастую и требования) «идеального заказа» могут быть затратными как для ритейлеров, так и для поставщиков. Мониторинг заказов отнимает у ритейлеров массу времени и сил. Оперативные изменения, вызванные несовершенством поставок, часто очень дороги. Для поставщиков оказаться в категории «ниже совершенного» может означать вычеты из оплат по счетам (штрафы), а в худших случаях и потерю контракта.

Поэтому сегодня появились решения класса Business Intelligence, облегчающие поставщикам и торговым сетям анализ качества выполнения заказов (поставок). Одним из первых такое решение предложил КОРУС Консалтинг СНГ и анонсировал его на своей весенней конференции 2015 года. Накапливая статистику по всем обработанным электронным заказам, EDI провайдеры могут автоматически сопоставить данные, указанные в заказе, с данными, указанными в приходных документах (акте приемки товара, акте разногласий при приемке товара) и сформировать соответствующие отчеты об отклонениях в ассортименте, количестве заказанных и поставленных товаров, соблюдении сроков поставки, места доставки и так далее.

Но, принимая во внимание, что согласно множеству исследований большинство заказов не удовлетворяют всем 20 критериям «идеального заказа» и, в тоже время, большинство заказов удовлетворяют запросы потребителей в большинстве случаев, стоит задуматься над тем, что же в действительности является наиболее важным в заказе, на что следует обратить основное внимание при ежедневной работе?

Современные рынки меняются как никогда быстро и ведущие поставщики думают на несколько шагов вперед, инвестируя в исследования и развитие бизнеса, нацеленного на конечного потребителя. Таким образом поставщики выживают и развиваются. Они предвидят желания ритейлеров, производят товары, предвосхищая спрос. Очевидно, что это рискованно, но ведущие поставщики знают, что без риска невозможно добиться успеха.

В то же время, принимающие на себя риск поставщики могут не выполнять все требования «идеального заказа», поскольку их приоритеты и энергия направлены на другие цели. Покупатели вместо концентрации на идеальных заказах предпочитают получать товаров больше и лучшего качества за те же деньги, определяя (и вознаграждая) поставщиков, которые идут впереди рынка.

Это лишь один пример того, что статические критерии, заложенные в основу «идеального заказа», могут быть устарешими. Основные требования к заказу – получение правильно форматированных и точных EDI документов и своевременная доставка – всегда будут оставаться важными. В тоже время, могут появиться другие новые важные критерии, вполне заслуживающие внесения в список контроля.


По материалам: Jeff Merron, www.ec-bp.com, изображение: kamshots / Foter / CC BY

Top