Все неформализованные документы когда-нибудь формализуются

Формат электронного договора появится в 2016 году.

В ходе заседания экспертного совета «Электронные документы — эффективная экономика», советник Федеральной налоговой службы РФ Ольга Лапина сообщила:

Работа над концепцией формата электронного договора будет продолжена в конце 2015 — начале 2016 г.

Обсуждение неформализованных документов, входящих в предмет налоговой проверки, состоялось в рамках рабочей группы «Электронные бухгалтерские документы», которое проходило 15 октября 2015 г.

Встречи некоторых участников рынка под эгидой экспертного совета направлены на обсуждение тематики электронного обмена данными. На заседание выносится перечень вопросов, решение которых в процессе диалога предлагают  производители, ритейлеры, провайдеры и государственные ведомства. По мнению участников:

Экспертный совет, это площадка для обсуждения и апробации идей. И ФНС, в частности, важно понимать запросы от бизнеса и практику реализации, в данном случае, неструктурированных документов, чтобы отладить процессы при разработке того же договора. А плановые обсуждения — этап подготовительного процесса в ведомственных структурах.

Не совсем понятно зачем, но на встрече был затронут вопрос формализации уже формализованного:

В настоящее время ФНС разрабатывает новые форматы для широко используемых документов (Счет-фактура, корректировочных счет-фактура, ТОРГ-12, Акт, ТОРГ-2, договор).

Но мы вернемся к вопросам неформализованных документов. Подход ФНС, которая собирает формы реализации документа, например, ТОРГ-2, смотрит, анализирует и старается понять, насколько необходим единый формат, заслуживает уважения. Вместе с тем, предложение уже готовых и согласованных форматов от профессиональных участников рынка во многом облегчило бы работу сотрудникам ФНС и ускорило бы принятие таких документов на законодательном уровне.

По всей видимости, крупному бизнесу не хватает решительности начинать разрабатывать и внедрять свои собственные форматы электронных документов, а затем на их основе предлагать разрабатывать стандарты. Хотя на сегодня это, пожалуй, самый действенный способ пойти дальше с проникновением EDI и ЭДО в новые отрасли.

Пока работа в направлении формализации документов со стороны ФНС продолжается, коммерческий сектор активно внедряет в документооборот свои электронные решения.

Заместитель главного бухгалтера по информационному обеспечению ПАО “Татнефть” Р.А. Ахметшин предложил для ряда неформализованных документов разработать универсальный формат, в котором вид хозяйственной операции будет выведен через справочник, а также будет использоваться набор обязательных реквизитов, (которые позволят архивировать документ и при налоговой проверке находить его в автоматизированном режиме в этом архиве), а также будет иметь в качестве приложения файл документа в электронном виде, в формате, утвержденном внутри каждой конкретной компании. Для реализации этого решения необходимо систематизировать используемые документы по видам хозяйственных операций, создать соответствующий справочник и начать всем его использовать.

Руководитель департамента развития продуктов провайдера E-COM Антон Коков в презентации «Новые возможности с EDI: переход к структурированным документам» рассказал о проектах по внедрению неформализованных документов в X5 Retail Group и ГК «Холидей».

Для их реализации провайдером был использован PDF, который оказался универсальным форматом для отправки различных сообщений и документов между контрагентами. Договор, Акт премий, План поставок, Акт расчета вознаграждения и т.п. уже более года активно используются в документообороте между торговыми сетями и их поставщиками.

По мнению Антона Кокова:

Для поступательного движения к развитию рынка электронных данных необходимы драйверы роста. Со стороны коммерческого сектора и операторов очевидна готовность к разработке структуры форматов. Формы документов и правила их использования было бы уместно регулировать на законодательном уровне. Инициаторами в этом случае могут выступать ФНС и Минфин России.

В то же время, использование документов в формате PDF при обмене дает более широкие возможности, чем обычная передача документов в читабельном виде и хранение их копий. Извлечение данных из PDF файлов и создание на их основе XML документов — это сервис, который может облегчить работу c EDI многим средним и мелким компаниям, а также заложит фундамент для облегчения перехода на формализованные документы в будущем.

 


Изображение: BASF — We create chemistry / Foter.com / CC BY-NC-ND

Top