Оператор фискальных данных

Оператор фискальных данных (ОФД). Эксперимент успешно завершается.

Накануне Дня работника налоговых органов Владимир Путин встретился с руководителем Федеральной налоговой службы Михаилом Мишустиным. Глава государства поздравил главу ФНС и всех сотрудников и ветеранов налоговых органов с профессиональным праздником и 25-летием налоговой службы России.

Вопросу сбора фискальных данных на этой встрече было уделено большое внимание. Приведем некоторые цитаты:

М.Мишустин: Я чуть более двух лет назад Вам докладывал о создании «личного кабинета» для налогоплательщиков – юридических лиц и налогоплательщиков – физических лиц. Так вот на сегодняшний день свыше 16 миллионов граждан Российской Федерации зарегистрировались и активно используют личный кабинет физического лица. Что очень важно, мы практически формализовали все отношения налогового инспектора и налогоплательщика. Не надо приходить в инспекцию, если вы используете современные информационные технологии, и это в первую очередь позволяет людям исполнить свои обязательства комфортно, быстро, посредством интернета или интернет-банкинга, что всеми отмечается.

В.Путин: Хорошо.

Михаил Владимирович, мы последовательно проводим работу, направленную на снижение административных барьеров, любого административного давления на бизнес, и будем, безусловно, продолжать эту политику.

Вместе с тем и представители бизнес-сообщества должны быть абсолютно прозрачны, понимаемы государством, должны выполнять все свои обязательства, предусмотренные законом, в том числе в налоговой сфере, а может быть и прежде всего в налоговой сфере.

В этой связи хотел бы обратить внимание на то, что мы недавно провели эксперимент в четырех субъектах Российской Федерации, где внедряли новые системы кассовых аппаратов, которые должны были в системе реального времени подавать информацию в соответствующие налоговые службы. Хотелось бы вернуться к этой теме. Как этот эксперимент проходит и каковы его результаты?

М.Мишустин: Да, действительно, Владимир Владимирович, эксперимент был проведен. Мы работали с четырьмя регионами: Москва, Московская область, Татарстан и Калужская область. Было установлено свыше трех тысяч соответствующих новых инновационных кассовых аппаратов, которые, как Вы сказали, онлайн передавали информацию в налоговую службу об оборотах компании, чеках, которые компания выдает потребителям, то есть нашим гражданам.

В.Путин: И такая система сейчас отлажена по этим четырем регионам?

М.Мишустин: Да, она отлажена и продолжает свою работу. Правительство – этим Игорь Иванович Шувалов занимается – приняло решение о том, чтобы продолжать работать в этом эксперименте, чтобы те издержки, на которые бизнес пошел, когда стал внедрять инновационные кассовые аппараты, не потерялись, а чтобы мы продолжали.

В.Путин: В этой связи нужно сделать несколько шагов дальше, а именно чтобы бизнес не терял никакие средства, связанные с приобретением новых кассовых аппаратов, – а это не что иное, как, скорее всего, простые гаджеты или какие‑то чипы в действующие кассовые аппараты, – так вот, чтобы бизнес не нес дополнительные нагрузки, нужно принять решение о так называемом налоговом вычете для тех предприятий, которые будут переходить на эту форму работы. Первое.

И второе. Нужно продумать и проговорить с депутатами Государственной Думы вопрос о законодательном закреплении этой работы.

И наконец, следующая возможность, которая открывается и перед налоговыми службами, законопослушным бизнесом и перед гражданами, заключается в том, что в этом случае граждане, все потребители нашей страны, все граждане Российской Федерации должны получить возможность проверить, какие товары и услуги они получили в той или иной торговой организации. Имеется в виду, что получив чек после приобретения товара или после приобретения услуги, гражданин мог бы свободно через свой телефон, через гаджет войти в интернет и навести справку в налоговой службе о том, какую отчетность представила та торговая точка, которая продала ему товар, в налоговую службу.

Это даст возможность, если говорить простым языком, человеку, после того, как он пообедал в ресторане и заплатил деньги за бифштекс из телятины хорошего отечественного качества, проверить, так ли отчиталось предприятие, тот ресторан или кафе, которое продало ему этот товар, как они отчитались в налоговой инспекции. Не отчитались ли они дешевой буйволятиной. То же самое касается всех других товаров. И вообще понять, существует ли то торговое предприятие, которое продало товар или оказало услугу или это просто какая‑то фирма-однодневка, или вообще не зарегистрированная торговая точка. Это касается и крупных предприятий, это касается и мелких, скажем, тех, кто цветы продает. И таким образом гражданин мог бы принять участие в том, чтобы проверить то, что ему продают, или то, что ему оказывают в виде услуги, защитить дополнительно свои интересы и оказать помощь государству. Имею в виду, что мы могли бы внедрить действительно очень широкую форму по‑настоящему народного контроля. Потому что если человек увидит, что есть несоответствия между тем чеком, который он получил на руки, и информацией, которую продавец представил в налоговую инспекцию, он может налоговую инспекцию просто проинформировать о несоответствии со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Думаю, что на первом этапе к этой работе вполне мог бы подключиться Общероссийский народный фронт. Но, собственно говоря, это касается всех граждан, всех потребителей, поэтому, думаю, что это может принять достаточно широкую форму сотрудничества между государством, бизнесом и гражданами.

М.Мишустин: Абсолютно верно, Владимир Владимирович. И тогда, следуя Вашей идее, гражданин становится немножко налоговым инспектором в этом варианте. Но, конечно, людей будет в первую очередь интересовать, как Вы сказали, качество товара и то, что он получил. И можно добавить возможность сразу послать жалобу онлайн, если человек был введен в заблуждение. Это мы также реализуем сейчас в опытной эксплуатации. Конечно, все продумаем, и я думаю, в ближайшее время уже закончим оформление законодательных инициатив. Как Вы сказали, работать будем с депутатами Госдумы, для того чтобы это законодательство было принято.

В.Путин: Хорошо.

М.Мишустин: Спасибо.

По сообщению с сайта Группы компаний «Инфотех» со следующего года практически все организации и предприниматели будут передавать фискальные данные, то есть все сведения из памяти кассового аппарата, в налоговые органы. Делать это нужно будет в электронном виде через операторов фискальных данных. Оператор фискальных данных — организация, получившая специальное разрешение. Периодичность и порядок передачи данных установит ФНС.

Передавать данные будет фискальный накопитель, встроенный в устройство для печати чеков. Таким образом, сами данные и процесс их передачи зашифрованы и защищены криптографически.

Все организации и предприниматели, обязанные выдавать чеки или бланки строгой отчетности, должны обеспечить возможность их электронной отправки покупателям, если последние предоставят свой электронный адрес. Чек или бланк строгой отчетности, самостоятельно распечатанный покупателем, будет приравниваться к оригиналу, если данные о нем есть в базе оператора. В случае интернет-торговли продавец обязан отправить покупателю электронный чек, если тот оплачивает товар через интернет. Выдавать в этой ситуации бумажный чек уже не обязательно.

Все эти новшества предусмотрены законопроектом о внесении изменений в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении ККТ…», который подготовил Минфин. Помимо этого законопроект изменяет круг, освобожденных от обязанности применять ККТ. В частности, из этого списка исключены плательщики ЕНВД и предприниматели на патенте. В соответствии с пунктом 2.1. статьи 2 Закона в действующей в настоящее время редакции  организации и предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы в виде единого налога на вмененный доход и патентную систему налогообложения освобождены от обязанности по использования контрольно-кассовой техники. Между тем, в соответствии с предлагаемой редакцией статьи 2 законопроекта указанные субъекты предпринимательской  деятельности с 1 января 2016 года лишаются соответствующих льгот.

По информации Сервис Плюс «.. новые модели ККМ с ОФД в реестре Казахстана.» В государственный реестр контрольно-кассовых машин Республики Казахстан внесены новые модели ККМ. С 1 июля 2015 года все налогоплательщики, чья сфера деятельности связана с продажей ГСМ и акцизных товаров, обязаны при расчетах применять ККМ с ФПД (фискальной передачей данных). С 1 января 2016 года планируется переход на новые контрольно-кассовые машины для всех предпринимателей.

ЦТО ОАО МПОВТИ успешно подключило и обслуживает, несколько пользователей участвующих в проекте ОФД. Пока проект касается только пользователей фискальных регистраторов. Сервис проверки чеков расположен по адресу https://consumer.ofd-gnivc.ru/

По данным компании «РОСКО» в эксперименте участвовали 238 продавцов, как крупные торговые сети, так и представители малого бизнеса. Не остались в стороне и индивидуальные предприниматели. По результатам эксперимента суммарная выручка превысила полмиллиарда рублей.

Помимо ФНС и предпринимателей в эксперименте принимали участие операторы фискальных данных — ФКУ «Налог-Сервис» и ФГУП ГНИВЦ ФНС России, которые обеспечивали техническую сторону проведения эксперимента. Именно они передавали налоговым органам информацию о наличных денежных расчетах и расчетах с использованием платежных карт, а также участвовали в пусконаладочных работах на новых местах установки ККТ и обеспечивали техподдержку специалистов ФКУ по заявкам, которые поступали в электронной форме для решения вопросов, связанных с методологией и использованием программного обеспечения. Оператор и требования к нему были утверждены Приказом ФНС от 11 августа 2014 г. N НД-7-6/416@ «О технической поддержке эксперимента по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в целях совершенствования порядка ее регистрации и применения».

Остается один вопрос, — смогут ли еще какие-то компании — операторы получить статус ОФД? Конечно, в первую очередь нас интересуют операторы EDI или ЭДО. Например, «КОРУС Консалтинг СНГ», дочернее предприятие ОАО «Сбербанк», или СКБ Контур? Повлияет ли создание ОФД на рынок EDI и ЭДО?

Top