Куда развернется «Магнит»

Генеральный директор ОАО «Магнит» Сергей Галицкий в конце 2014 года заявлял о намерении построить 14 новых производств на территории Краснодара, а всего в России за десять лет открыть 40 производств. Быстрорастущая сеть упёрлась в потолок возможностей в работе с поставщиками — и вынуждена идти в индустрию, чтобы сохранить эффективность. Однако текущая экономическая ситуация может внести свои коррективы в планы компании.

Как рассказал ранее «Эксперту ЮГ» глава администрации Краснодара Владимир Евланов, Восточная промзона города — это около 500 га, из которых уже примерно 100 га занимают местные предприятия. С фондом РЖС удалось согласовать выделение ещё 66 га — их-то и займут 14 предприятий «Магнита». Пресс-служба розничной сети сообщает, что площадки, которые расположатся в Восточной промзоне, будут представлять собой единый технопарк с предприятиями по производству продуктов питания. Точнее сказать пока никто не может, сумма инвестиций нигде не называется. В руководстве «Магнита» «Эксперту ЮГ» заявляли, что до весны Сергей Галицкий давать интервью не планирует. То, что пишет пресс-служба компании, только добавляет вопросов: «Поскольку Краснодар — быстроразвивающийся город и привлекает большое количество людей, появляется необходимость в создании новых рабочих мест. Строительство производств поспособствует решению этого вопроса». Подобный энтузиазм в решении задач региона совместно с его руководителями Сергею Галицкому ранее был не свойственен, зато он всегда подчёркнуто дистанцировался от власти и говорил: «На поддержку государства я рассчитываю лишь в том смысле, чтобы оно мне не мешало» (см. «Галицкий в отчаянии», «Эксперт» № 34 от 27.08 2012 г.). На прямой вопрос, а не подтолкнули ли кубанские власти Галицкого к походу в промышленность, министр экономики края Игорь Галась честно переспросил: «А как его можно подтолкнуть?» И сам же ответил: «Да никак». То есть надо понимать, что Кубани в некотором смысле повезло. А вот для самого Галицкого этот шаг, видимо, вынужденный.

«Магнит» всегда умел добиваться выгодных цен от поставщиков. На одном из мероприятий, посвящённых среднему бизнесу, руководитель ПКФ «Маяк» Любовь Железная сетовала, что поставляет сети чечевицу по 21,6 рубля за упаковку, а на полке цена товара — 79,9 рубля: «У нас рентабельность 4 процента, у “Магнита” — 400». И выхода у большинства производителей просто нет: не все могут позволить себе, как комбинат «Южный», отказаться от такого канала продаж. И тем не менее, эта логика с ростом объёмов, похоже, перестаёт работать: нужно либо жертвовать рентабельностью, скупая то, что в состоянии дать рынок, либо инвестировать в производства, которые позволят удержать существующую рентабельность.

Не видел Галицкий перспективы и в сотрудничестве с зарубежными поставщиками, напоминая, что небольшие сроки хранения и большие сроки доставки сокращают жизненный цикл свежих овощей. Тогда «Магнит» принял решение об инвестировании 350 млн евро в собственное хозяйство: выйдя на полную мощность, теплицы общей площадью 120 га будут обеспечивать 60% потребности ритейлера в свежих овощах. Складывалось впечатление, что бизнесмен на этом и остановится. Но на одной из встреч с кубанским губернатором он сделал заявление о 40 новых производствах в течение 10 лет. Относиться к этому можно вполне серьёзно: 54% акций компании были выпущены в свободное обращение на бирже, поэтому её руководитель привык тщательно выбирать слова.

«Очевидно, что запуск собственных производств для последующей реализации продукции в сети “Магнит” позволит акционерам компании получать дополнительный доход, — комментировала Анастасия Залуцкая, заместитель гендиректора, руководитель практики АПК консалтинговой группы “НЭО Центр”. — При этом риски реализации данных инвестиционных проектов снижены за счёт гарантированного сбыта продукции в собственной рознице. Немаловажным фактором является и качество проработки концепции инвестиционных проектов с точки зрения ассортимента планируемой к производству продукции, мощности предприятий, объёмов и цен реализации. Для этого ГК “Магнит” обладает фактическими данными о продажах в натуральном и стоимостном выражении». Вместе с тем, предупреждала г-жа Залуцкая, важно отметить, что наличие собственных производителей будет ограничивать конкуренцию поставщиков розничной сети, что не может не отразиться как на качестве, так и на стоимости данного продукта для конечных покупателей.

В конце весны «Магнит» планировал запустить очередное производственное предприятие — по выпуску полуфабрикатов для выпечки.

«У нас в конце мая — начале июня ожидается открытие небольшого производства замороженных полуфабрикатов, это связано с выпечкой. Оно будет производить 15 т в сутки. Мы будем снабжать свои гипермаркеты замороженными полуфабрикатами для выпечки. Больше до конца года мы ничего не откроем», — заявлял генеральный директор и основной владелец «Магнита» Сергей Галицкий на телефонной конференции в апреле 2015 года. «Открыть производство — это длинный процесс. Мы собираемся к концу года начинать инвестиции в производственные активы, если это не будет идти в ущерб нашему развитию», — отметил он. «Те производственные активы, которые у нас есть, мы ими довольны, и мы постепенно планируем в этом секторе развиваться, но сейчас идет больше изучение», — добавил Галицкий.

Темп роста выручки крупнейшей в России продуктовой сети ритейлера «Магнит» в ноябре замедлился до 16,95% год к году против 19,36% в октябре 2015 г., отчиталась компания. Это самый медленный месячный рост компании с тех пор, как в 2006 г. она начала отчитываться о продажах помесячно, указывает аналитик UBS Ульяна Ленвальская.

Выручка «Магнита» в ноябре составила 78,2 млрд руб.; за 11 месяцев она выросла на 25,2% год к году до 845,878 млрд руб., сказано в сообщении пресс-службы компании.

В течение ноября были открыты 334 магазина (net), таким образом общее количество магазинов в сети составило 11 925 единиц.

Ноябрь оказался провальным для сети. В предыдущие два месяца Магнит показывал также не самые высокие показатели в ритейле — в октябре и сентябре 2015 года его выручка выросла только на 19,36%. Серьезное замедление темпов роста выручки, вероятнее всего, связано с сезонным затишьем потребительского спроса перед новогодними закупками. Менеджмент Группы прокомментировал результаты, заверив, что в декабре заметны положительные сдвиги в динамике продаж. Полагаем слабые результаты краткосрочно могут привести к продажам в локальных бондах компании, однако вряд ли они станут массовыми. Кредитный профиль Магнита не вызывает сомнений в способности компании обслуживать долг и привлекать финансирование.

Основная причина замедления роста сети – продолжающееся снижение потребления, которое отражается на всем российском рынке ритейла, следует из отчета UBS. При этом ситуация может влиять на «Магнит» больше, чем на других игроков, отмечается там же: многие магазины сети расположены в местности, где доходы жителей «находятся под особенным давлением». Аналитики «ВТБ капитала» среди факторов замедления также отмечают выход «Магнита» в регионы, доходы населения которых невысоки. Результаты лидера указывают на общее состояние потребления в стране и касаются всего российского рынка ритейла, отмечается в отчете JPMorgan.

Российский ритейлер «Магнит» в декабре 2015 года открыл еще один крупный распределительный центр в г.Краснодаре, указано в сообщении пресс-службы компании. Его площадь составляет около 67 тыс. кв. м. Всего же у компании имеется 31 распределительный центр общей площадью 1,2 млн кв. м.

В 2016 году «Магнит» планирует переводить на EDI и ЭДО технологии все региональные магазины.

Компания «Тандер» осуществляет взаимодействие со всеми сертифицированными на территории РФ провайдерами. Поставщик самостоятельно выбирает провайдера, стоимость работы необходимо уточнять у провайдеров.

Провайдеры прямого соединения с ЗАО «Тандер»:
ООО «КОРУС Консалтинг СНГ», платформа ECOD
ООО «Э-КОМ РУС», торговая марка EXITE

 Операторы во многом связывают свой рост с развитием проектов электронного документооборота в торговой сети «Магнит» в наступающем 2016 году. Будем надеяться, что здесь разворота в сторону приобретения собственной EDI-платформы пока не предвидится. Ведь для торговых сетей EDI и электронный документооборот постепенно превращаются в дополнительную статью доходов. И не трудно догадаться, что это все перекладывается через поставщиков на карманы розничных покупателей. А кто же заплатит за EDI, если поставщики будут принадлежать торговой сети? Видимо, раскошелиться придется уже самим  EDI ЭДО операторам. И щедро оплатить торговой сети почетное право работать с ней и ее родными производствами.

Изображение: daynoir via Foter.com / CC BY-NC-SA

Top