4-я эпоха EDI – Эра управляемых сервисов (часть 1)

Электронному обмену данными (EDI) сегодня уже более 50 лет и за это время технология стала основным международным механизмом формального обмена данными в деловой и финансовой сферах между поставщиками и покупателями. Стандарты и технологии, применяемые в EDI, эволюционировали со временем и предшествующий период развития коммуникаций между компаниями можно разделить на 3 этапа.

Evolution_of_EDI_I_1

Эра пионеров

Отсчет времени ведется от зарождения технологии до 1985 года и длится около 25 лет. Это было время распространения EDI в отраслях, имеющих вертикальную архитектуру. Характеризуется использованием асинхронных и бисинхронных коммуникационных протоколов и низкоскоростных модемов. Описание документов (ANSI X12 и EDIFACT) были созданы на этом этапе, также как и ранние интернет-протоколы, которые в то время еще на получили широкого распространения.

На данном этапе развития пользователи EDI устанавливали прямое соединение между модемами, передаваемый трафик практически не был защищен. Связь была на очень примитивном уровне, отсутствовала инфраструктура поддержки многопользовательских режимов, в основном данные передавались в пакетном режиме, из-за низкой скорости соединения отправка и прием больших файлов занимали по несколько минут.

 

Evolution_of_EDI_II_1

Эра VAN-сетей

Сети VAN (Value Added Network) стали распространяться в начале 1980-х и стремительно развивались в течении 20 лет. В эпоху VAN произошли существенные улучшения в компонентной базе, по сравнению с первым этапом. Благодаря этому, удалось значительно снизить стоимость внедрения EDI и улучшить способы связи.

В этот период EDI становится трансграничной технологией и проникает на новые рынки. Повсеместно начинают появляться независимые VAN –провайдеры, работающие как на локально, так и на международном уровне. Страны, традиционно поддерживавшие монополии в телеком отрасли, отказались от чрезмерного регулирования рынка, что способствовало появлению множества компаний, которые стали предоставлять услуги и удовлетворять потребности местных и международных предприятий.

Это было время, когда появился персональный компьютер и настольные компьютеры смогли себе позволить иметь даже маленькие компании, приступившие к автоматизации бизнес-процессов, установке систем управления компаниями. Для них тоже открылась возможность участия в EDI. Закупочные подразделения сразу оценили новые возможности, сделав использование EDI необходимым условием ведения бизнеса. Крупнейшие компании из списка Fortune 500, такие как IBM и General Electric, входят в EDI-бизнес.

Традиционные провайдеры телефонной связи (British Telecom, AT&T, Deutsche Telekom, …), исторически доминировавшие в регионах, также стали развивать EDI VAN проекты. В этот период широкое распространение получает использование Интернета правительственными и исследовательскими организациями, коммерческий сектор также обратил свое внимание на интернет.

Эра VAN предоставила возможность пользователям EDI выбирать варианты коммуникаций, включая различную скорость соединений для передачи данных, различные протоколы, с которыми они могли работать, несколько уровней безопасности.

EDI VAN предложили и другие сервисы. Возможность буферизации и удержания данных до момента, когда партнер будет готов принять информацию, архивация переданных данных, возможность разделить с партнером платежи за переданные данные – все эти опции сделали технологию еще более привлекательной для пользователей, обеспечив рост числа подключений как местных, таки и международных компаний.

 


По материалам: dicentral.com, Daniel Ford

Top