Оператор фискальных данных — очередной «Платон»?

Новые технологии призваны повышать качество жизни общества, облегчать выполнение функций для государства, снижать бюрократию и нагрузку для бизнеса, делать жизнь граждан удобнее и проще. Таким ли примером будет создаваемый оператор фискальных данных?

Основной мотив появления идеи создания оператора фискальных данных (ОФД)- это желание исключить мошенничество при взаиморасчетах с использованием ККТ, что автоматически будет полезно:

  • Для государства – за счет повышения собираемости налогов, контроля за расходами граждан.
  • Для бизнеса – обеспечит равные условия для всех участников, за счет выхода пользователей ККТ из тени.
  • Для малого бизнеса – мобильная и виртуальная касса дешевле и удобнее в использовании.
  • Для граждан – защита прав потребителей, сохранность и доступность электронных чеков.
  • Для банков – увеличение объема информации о клиентах и формирование целевых программ лояльности.

Исключить мошенничество можно, благодаря заложенным в систему принципам:

  • Формирование чека с участием нескольких независимых сторон
    • Продавец (зарегистрированная организация розничной торговли)
    • Покупатель
    • Оператор (аккредитованная организация)
  • Сохранение чека в нескольких независимых местах
  • Печать чека после подтверждения третьей стороной в лице ОФД
  • Доступ к электронному чеку любой стороны в любое время в течение 5 лет после покупки

Вышеперечисленные принципы вовсе не требуют переделки или покупки новой ККТ, замены ЭКЛЗ, новых сертификаций и свидетельств, … Однако есть еще один принцип, свойственный обществу потребления,  — принцип удовлетворения чьих-то личных интересов. И этот принцип не может быть реализован без раздувания затрат, усложнения задач, придумывания проблем таким образом, чтобы внедрение чего-то нового повлекло за собой вал поборов со всех и вся.

Логику  работы по схеме с ОФД можно упрощенно представить в виде следующей последовательности действий:

  • Авторизация продавца
  • Формирование чека
  • Идентификация покупателя
  • Отправка чека в адрес ОФД
  • Получение от ОФД кода подтверждения операции
  • Прием/списание денег от покупателя
  • Формирование и печать чека с QR-кодом, полученным от ОФД
  • Квитирование успешного завершения транзакции

Элементы инфраструктуры, минимально необходимые для работы через ОФД:

  • Клиентские устройства и программное обеспечение ( кассовый сервер и виртуальная касса, совместимые с iOS, Android и другими операционными системами и мобильными устройствами (планшетами, смартфонами..))
  • Терминалы обслуживания кредитных карт и банки, акцептирующие безналичные платежи, электронные платежные системы
  • Каналы связи Интернет, EDI-платформа, интерфейсы (API) к ИС ФНС

На рынке можно определить три сегмента продавцов:

  • Большой и средний бизнес: уже оборудованы банковскими терминалами и ККТ
  • Интернет-торговля: уже интегрированы с платежными системами и имеют собственные сервисы для безналичных взаиморасчетов
  • Малый бизнес, который мог бы использовать обычный смартфон, планшет с/без карт-ридера и web-ПО «Виртуальная касса»

Для перехода на работу через ОФД можно использовать существующее оборудование и инфраструктуру и не создавать дополнительных затрат и неудобств для бизнеса:

  • Банковские терминалы и каналы связи с банком
  • Электронные платежные системы, интегрированные с интернет-магазинами, такси, кассами продажи билетов
  • EDI-платформа
  • Интернет

В этом случае остается задача разработки web-приложения «Виртуальная касса», и платформы ОФД для проведения расчетно-кассовых операций. Логично, что указанные разработки должен заказать и оплатить регулятор, государство, так как оно является главной заинтересованной стороной в прозрачности и сборе налогов. По этой причине само новое виртуальное кассовое ПО для бизнеса должно быть совершенно бесплатным. По аналогии с порталом госуслуг и прочими электронными сервисами от государства. Основные компоненты ПО для ОФД:

  • Web-клиент, совместимый с любым браузером
  • Мобильный клиент
    • Android
    • iOS
  • Платформа ОФД
  • Web-портал ОФД

В случае отсутствия интернет-соединения необходимо предусмотреть off-line режим обслуживания покупателей. Но в настоящее время он и так предусмотрен за счет использования ЭКЛЗ (Электронная контрольная лента защищённая). В этом случае вообще ничего дополнительного от бизнеса не требуется. Показания ЭКЛЗ считывает уполномоченная государством организация по установленному регламенту.

Идентификация каждого покупателя может осуществляться следующими средствами:

  • Платежная карта банка
  • Предварительная самостоятельная регистрация на портале ОФД и получение кода, привязка его к картам лояльности покупателя
  • Идентификация через мобильное приложение и бесконтактное считывание (как при платежах NFC картой)

Требуются ли средства шифрования чеков? Судите сами:

  • Каналы передачи данных и так зашифрованы
  • Данные в отдельно взятом чеке не представляют тайны
  • Защита информации в чеке от искажения достигается посредством хранения его копий в нескольких независимых местах и организацией доступа к чекам заинтересованных сторон.

При этом формируемый ОФД QR-код может содержать следующую информацию:

  • Дата и время формирования чека у продавца,
  • ИНН продавца,
  • Сумма чека,
  • Номер чека,
  • Идентификатор покупателя,
  • Идентификатор ОФД,
  • Дата и время формирования QR- кода
  • Гиперссылка на чек в базе данных ОФД

Примеры реализации электронных чеков уже сегодня:

  • Такси: Яндекс, Get, Таксовичкоф – в чеке одна услуга, то есть одна строка, остается только получить QR-код от ОФД
  • Торговые сети и магазины, использующие терминалы приема платежных карт – может потребоваться доработка ПО для передачи всего чека ОФД и возврата QR- кода
  • Интернет-торговля, интегрированная с платежными системами – потребуется интерфейс к платежным системам со стороны ОФД для приема чека и возврата QR-кода

Возможная последовательность подключения сегментов бизнеса по логике «от простого, наиболее готового технологически, к сложному и более массовому»:

ofd_stages

 

Маршрутная карта проекта:

  • Определите цели
    • Государственные
    • Бизнеса
    • Личные граждан
  • Сформируйте good will для ОФД
    • Добровольность для бизнеса
    • Заинтересованность покупателей
  • Установите очередность
    • Интернет-торговля
    • Торговые сети и крупная стационарная торговля
    • Малый бизнес и мобильные кассы
  • Максимально используйте и развивайте существующую инфраструктуру – Кассовые аппараты, программное обеспечение, банковские терминалы, EDI-сети, платежные системы

Выгоды и преимущества:

  • Бесплатная мобильная/виртуальная касса
  • Минимум выездных проверок со стороны государственных органов
  • Замена камеральных проверок с подготовкой бумажных документов на электронные проверки
  • Отсутствие необходимости покупки нового оборудования для продавцов
  • Отсутствие необходимости замены существующего ПО для продавцов
  • Оператор фискальных данных заменяет ЦТО и ЭКЛЗ в части фискальной функции, снижает тарифы на обслуживание ККТ
  • Отказ от бумажных чеков и чековой ленты – главный источник экономии и финансирования работы с электронными чеками для ОФД

Потенциальные ресурсы и участники проекта:
• СБЕРБАНК и другие банки
• ФНС
• Разработчики кассового ПО
• Разработчики платежных систем
• EDI/ЭДО-операторы

Оппоненты, не заинтересованные в простом решении и бесплатных современных сервисах:

  • ЦТО (Центры технического обслуживания ККТ)
  • Производители и поставщики ККТ, ЭКЛЗ
  • Производители и поставщики расходных материалов (чековой ленты)
  • Серые продавцы
  • Организации, сертифицирующие ККТ и ПО для ККТ

С точки зрения экономики, переход на работу через ОФД предполагает существенное снижение затрат для легального бизнеса и окажет положительное экологическое влияние. Приведем некоторые примеры расчетов:

Тарифы ЦТО

АБОНЕНТСКАЯ ПЛАТА ОБСЛУЖИВАНИЯ ККМ – 500-1000 РУБ./МЕС.
ЗАМЕНА ЭКЛЗ – ОТ 8000 ДО 20 000 РУБ
ЧЕКОВАЯ ЛЕНТА – ОТ 1 КОП. НА 1СМ ЧЕКА
КАРТРИДЖ ИЛИ ГОЛОВКА ПРИНТЕРА

Количество транзакций (на примере мегаполиса)

2 ЧЕКА В СУТКИ НА 1 ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА
50% НАСЕЛЕНИЯ = 2,5 МЛН. ЧЕЛ.
5 МЛН. ЧЕКОВ В СУТКИ = 2 МЛРД. ЧЕКОВ В ГОД
ЧЕКОВАЯ ЛЕНТА – НА 1 ЧЕК (10 СМ) = 10 КОП.

Объемы и стоимость хранения (на примере мегаполиса)

  • 1ЧЕК=10КБ
  • 1ТБ=10USD
  • СЕБЕСТОИМОСТЬ ХРАНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ 100МЛН ЧЕКОВ =1ТБ=1⁄2МЕСЯЦА =25ТБВ ГОД =250USD
  • ЧЕКОВАЯ ЛЕНТА – 10 КОП. НА 10 СМ БУМАЖНОГО ЧЕКА (ДЛИНА 1 ЧЕКА)
  • СЕБЕСТОИМОСТЬ ЧЕКОВОЙ ЛЕНТЫ В ГОД 250 000 USD

Из приведенных цифр видно, что, по скромным подсчетам, только на одной кассовой ленте в масштабах одного крупного города можно экономить около 20 млн. рублей в год. Это не говоря о собираемости налогов и прочих выгодах. Но нужны ли они тем, кто принимает решения и распределяет бюджет?

Top