Сегодня мы сталкиваемся с облачными решениями и пользуемся преимуществами, которые они предоставляют повсеместно. Каждое мобильное устройство и каждый веб-сервис, ориентированный на покупателя, в своей основе имеют облачные технологии. Все новые и новые стартапы уносят нас в облака, создавая новые приложения, располагая данные и сервисы в общественно доступных хранилищах, перемещая данные с локальных устройств на серверы недорогого облачного хостинга. Вместе с тем, не смотря на перечисленную активность и преимущества облачных решений, в сегменте B2B процент электронных транзакций остается относительно низким.
В действительности, говоря о B2B транзакциях, обрабатываемых электронными средствами, мы даже не подразумеваем их обработку облачными сервисами. Обычно речь идет о EDI или похожих электронных процессах. Неужели, после затраченных гигантских ресурсов на внедрение EDI, обучение кадров для работы с электронными документами, возможно сделать обработку заказов более быстрой и эффективной?
В чем задержка?
Если Вы знакомы с EDI, то точно знаете, что сдерживает процессы: это трудоемкость и сложность установки электронных соединений с Вашими торговыми партнерами. И трудности не заканчиваются с переводом данных в заданные формы и форматы. Общая проблема для большинства компаний заключается в подключении собственных внутренних систем, определяющих затраты, цены, наличие торговых запасов, содержащих информацию о товаре, к системам обработки заказов, которые, в свою очередь, подключают их к клиентам.
Компании затрачивают массу усилий на отслеживание информации, которую затем используют для создания и продвижения на рынке собственной продукции, но лишь единицы имеют цельные, интегрированные системы, объединяющие все процессы в единый отлаженный механизм. Причина кроется в данных, которые хранятся в документах разного типа (рукописные наброски идей новой продукции, электронные таблицы для расчета стоимости, е-мейлы от поставщиков, сканы писем, запросов и заказов клиентов и поставщиков), которые невозможно унифицировать. Решить эту проблему действительно сложно.
Не стоит пытаться связать все потоки данный воедино. Давайте остановимся лишь на обработке заказов на покупку и связанных с ними документах, т.е. на минимальном наборе, способствующем продвижению товара на рынке. Это намного более простой процесс, поскольку обмен происходит между двумя сторонами сделки: поставщиком и покупателем/клиентом. Достаточно просто перевести данные в хорошо задокументированные и стандартизованные форматы, определяемые EDI стандартами, и отправить документ торговому партнеру. Это же существенно проще?
Безусловно, при отношениях «один к одному» все просто. Однако поставщики стремятся иметь более одного покупателя, а ритейлеры работают не с одним поставщиком. С каждым расширением матрицы торговых партнеров задача обеспечения бесшовной работы усложняется, стоимость создания таблиц соответствия становится менее определенной, требуется внесение изменений, в ходе которых случаются ошибки, возникает недопонимание.
Таким образом, переход к использованию облачных сервисов помогает избежать фиаско, поскольку обеспечивает более легкое подключение и управление таблицами трансляции. Такие сервисы действительно существуют, и, как правило, способны уменьшить трудности, связанные с преобразованием и передачей документов. Поэтому, возможно, в сегменте B2B удастся преодолеть существующие сегодня скудные 8% темпа внедрения цифровых технологий документооборота.