E-invoicing в Бельгии. В РФ все не как в ЕС

E-invoicing в Бельгии. В Бельгии есть министерство, называющееся Administrative Simplification Agency (ASA). Целью его деятельности является не выдумывание новых, обязательных для всех правил, а, наоборот, упрощение административных процедур. В нашей стране такого рода ведомств, пожалуй, нету пока совсем. Поэтому интересно то, чем конкретно ASA занимается.

В октябре прошлого года, ASA подписало ряд протоколов с местными операторами e-invoicing. В которых, в частности, закрепили стандарты для обмена электронными счетами-фактурами в Бельгии. В числе лоббистов принятия таких стандартов называют, например, компанию UnifiedPost, передающую около 80 млн. электронных документов в год и обеспечивающую работой полторы сотни сотрудников.

Результатом совместных усилий представителей администрации и сообщества бельгийских провайдеров стал протокол ESP (E-invoicing Service Providers) — сообщает E-invoicing Platform. Похожие документы принимают и в других европейских странах. Например, во Франции, где 25 операторов e-invoicing, объединенных французским отделением GS1, подписали в 2013 году устав E-invoicing Interoperability Charter, аналогичный бельгийскому.

Бельгия – страна не такая уж и большая, если сравнивать ее с РФ. Тем не менее, там планируют сэкономить вполне ощутимую сумму в 3,5 млр. евро от полного перехода на электронное выставление счетов. Основной акцент при этом делается на то, чтобы сделать e-invoicing доступным для небольших коммерческих компаний.

Понятно, что в России бумажных документов обращается гораздо больше, чем в Бельгии. Значит,  у нас заинтересованность государства в переходе на электронные документы, теоретически, должна быть гораздо выше.

Тем не менее, ведомства типа ФНС придумывают сегодня свои собственные XML-стандарты, похоже, не особенно заботясь о том, насколько пригодными окажутся оформленные в соответствии с ними электронные сообщения для автоматической обработки. Вопрос же об участии провайдеров и операторов в совместной с ведомствами работе по разработке такого рода стандартов — это вопрос особый. А то, насколько все это удобно и выгодно для компаний из СМБ — многим до конца неясно.

Таким образом, заинтересованность во внешнем ЭДО, наверняка, есть. Однако в глаза, — так как в Бельгии, — это не бросается.

Кроме того, если задуматься, то приходит на ум, например, следующее соображение. На практике, львиная доля бумажных документов типа счетов-фактур пересылается в нашей стране через ФГУП «Почта России». Почта России уже получало дотации из бюджета. И явно будет не прочь привлечь несколько сотен млрд. рублей на цели модернизации. Разговоры про ее акционирование ведутся давно. Между тем, в апреле прошлого года, ее включили в список стратегических предприятий.

В принципе, это предприятие занимается в том числе и внедрением современных технологий типа EDI. И это, со временем, обязательно принесет свои плоды. Однако вот прямо сейчас, каждый переданный через коммерческого оператора электронный инвойс означает потерю денег государственного почтового оператора от того, что счет-фактуру не распечатали на принтере, не купили конверт с маркой и не бросили его в металлический почтовый ящик.

Поэтому, рассуждая про то, почему у нас все не так же в точности как в Европе, можно, наверное, вспомнить и о том, что экономия от перехода на электронные счета-фактуры может негативно сказаться на текущих доходах некоторых госкомпаний. Кроме того, достаточно сложно сказать, какая именно наша госорганизация может быть реально заинтересована в e-invoicing и упрощении внешнего ЭДО в той же мере, как то же бельгийское ASA.

Top