EDI и социальные сети. Социальные сети постепенно теряют свою популярность у взрослой аудитории. Почему мы делаем такой вывод? Лучше спросите себя сами. Насколько чаще лично вы стали посещать facebook? Или, скажем, одноклассники.ru? Период восторга от возможностей найти старых и новых друзей и обменяться новостями, рассказать о себе или прокомментировать события, остались у многих из нас далеко позади.
Можно предположить, что в непрофессиональных, доступных всем и каждому социальных сетях, в перспективе, стабильно-активными будут оставаться, преимущественно, одинокие люди, домохозяйки и прочие, нуждающиеся, в первую очередь, в абстрактном общении «обо всем и ни о чем» и личном самовыражении. А оставаться на плаву социальные площадки будут за счет полных энтузиазма новичков, т.е. в основном подростков. С соответствующими интересами, вроде обмена свежей партией забавных фотографий котов, застигнутых в разных жизненных ситуациях.
Зависимость количества друзей в фейсбуке от возраста
Источник: blog.stephenwolfram.com
Такие, — согласующиеся с личным опытом многих из нас, — предположения находят и статистическое подтверждение в исследовании. Которое провел в прошлом году (для данных, взятых из фейсбука) математик Стивен Вольфрам, ставший известным, благодаря поисковику Wolfram Alpha и другим проектам. Так, согласно его расчетам, не стоит надеяться на то, что к 70 годам в фейсбуке у нас останется больше 50 друзей (с той поправкой, что речь про США, где фейсбук в 2-3 раза популярнее, чем у нас). Другой его график рассказывает нам про то, что друзей старше 40 лет там найти вообще сложно.
Данные переписи населения США никак не коррелирует с возрастным составом аудитории facebook
Источник: blog.stephenwolfram.com
Вместо того, чтобы печалиться по всем этим поводам, можно задать такой вопрос: социальные сети объединяют или разобщают людей? Парадоксально, но при глубоком рассмотрении можно заметить, что связи, “автоматизированные” посредством социальных сетей, носят в большинстве своем поверхностно-эмоциональный характер. Вроде как муж на час.
Намного устойчивее и крепче связи в сетевых профессиональных сообществах, характерных, скажем, для программистов. Делящихся друг с другом порою не столько текстами и эмоциональными переживаниями, сколько фрагментами кода. В них идет обмен знаниями и опытом применительно к решению конкретных, прикладных задач. На таком фоне, в дополнение к практическому результату своей работы, люди получают возможность реально развиваться, расширять спектр навыков и углублять профессиональные знания, делиться ими с заинтересованными коллегами.
Несмотря на отдельные достижения, подобные социально-профессиональные проекты подчиняются общему правилу – залогом их успеха тоже является статистика. Интенсивность общения в сети является производной величиной от числа специалистов в той или иной области. Поэтому в данной связи вспоминаются, прежде всего, успешные проекты вроде LinkedIn. Где удалось найти удачное сочетание универсального с узко-специализированным. С дополнительной мотивацией участников в виде перспективы денежного и карьерного роста
Интерес к деньгам и карьере — один из немногих, достаточно стабильных во времени
Примечание: синий гарфик — мужчины, красный — женщины. Источник: blog.stephenwolfram.com
Профессиональные сообщества «стартуют» медленнее и не привлекают к себе большого внимания любопытствующей праздной публики. Зато многие из них демонстрируют устойчивость во времени, как и мотивация тех, кто в них участвует. Да и проку от них гораздо больше.
Актуальной становится и задача создания социальных медиа узкопрофессиональной направленности. Поиск эффективных способов ее решения занимает сегодня умы многих. Идет формирование нового научного направления «профессиональные социальные медиа». Хотя время для практической реализации такой идеи прямо сегодня, пожалуй, не самое подходящее. Поскольку доходы большинства СМИ коррелируют с показателем ВВП, с которым все сейчас обстоит не самым лучшим образом.
Динамика российского рынка интернет-рекламы и ВВП в %% к прошлому году
Источник: Credit Suisse
Основой для создания медиа-ресурса профессиональной направленности нередко является база актуальных экспертных знаний по конкретной предметной области. Дополненная элементами социального общения. Поэтому усилия многих компаний и стартапов направлены на построение инструментов автоматизированного поиска интересующей профессионалов информации, появляющейся в сети, и ее анализа с последующим агрегированием.
Сегодняшние соцсети и подобные им проекты скорее помогают нам найти материал, размещенный в интернете, чем узнать прямо из них непосредственно что-то полезное и содержательное. Длинною больше чем пост в блоге или комментарий под фотографией. Ярким примером чему может служить твиттер.
Соцсети забирают у пользователей немало времени. Но поводом для общения там нередко выступает информация, взятая из “обычного” интернета. Исключения тут скорее подтверждают общее правило. Прямо в соцсетях часто возникают слухи (вполне способные повлиять на биржевую торговлю акциями). Туда быстрее проникают сведения о всевозможных происшествиях. Повозившись с аккаунтами, можно попытаться вытащить оттуда информацию о сети личных и деловых контактов, что может быть интересно коллекторам или надзорно-проверяющим органам. К реальной же профессиональной жизни и карьере обычных людей из ИТ-отрасли все это имеет весьма слабое отношение. Хотя многим будет, конечно же, любопытно узнать, что пишут в соцсетях по поводу компании, в которой они трудятся.
Между тем, даже такое сравнительно несложное мероприятие как подборка отраслевых пресс-релизов, может быть иногда интересной не только для тех, кто ее делает. Особенно, если данные об ИТ-вндрениях обрабатываются и отображаются в виде сводных диаграмм, как, допустим, на портале tadviser.ru.
Работа агрегаторов контента чем-то похожа на EDI. На выходе процесса, создаются XML-файлы с заголовками и выдержками из статей, передающиеся на пользовательские устройства с приложением файлов с фотографиями и т.п.
На этом сходство в общем-то и заканчивается. Поскольку “на входе” такого агрегатора мы имеем слабоструктурированные данные, поступающие из разнообразных источников. Причем речь идет не только про RSS-потоки. И не про заведомо релевантную информацию. Поэтому процедура маппинга под (изменяющиеся во времени) особенности верстки текста на той или иной площадке будет временами напоминать процедуру очистки данных, вроде той, которой занимаются в сфере BI. И пытаются сейчас заняться в рамках ECM.
Что-то принципиальное новое, в результате всей этой хлопотливой беготни по соцестям и сайтам, создать будет сложно. Поскольку трудно придумать иное, нежели чем обрезать статейный материал до пары первых абзацев. И возложить тем самым на журналистов все надежды на то, что уже в лиде статьи будет кратко изложено ее содержание. Которые, они, впрочем, не всегда стараются оправдать.
Между тем, в новостях мелькает все больше бодрых сообщений по поводу machine-generated content – про то, как компьютеры сами составляют спортивные обзоры бейсбольных матчей, превращая цифры из таблиц в читабельный текст с добавлением туда же цитат спикеров. Или, допустим, быстро и точно пишут оригинальные биржевые новости, а также сами монтируют видео-обзоры отраслевых событий. Кульминацией такого рода интересных обещаний про журналистику будущего, пожалуй, служат сегодня сведения о купленном Yahoo! алгоритме, способном качественно “ужимать” статью до нескольких сотен знаков.
Алексей Тихонов