EDI и Китай. Считайте, что вы сделали первый шаг на пути к рынку электронного обмена Китая, если до конца разобрались с тем, как выглядит и в каких ситуациях оказывается нужен китайский счет-фактура «fapiao». Однако даже он будет трудным, ибо удается это лишь немногим.
Год назад компания Tradeshift объявила о наращивании числа китайских пользователей своих сервисов по выставлению электронных счетов и пр. Сделав это подобно множеству других провайдеров, пытающихся работать на рынке Китая. Что сегодня необходимо уметь для того, чтобы удовлетворить запросы своих крупных клиентов, закупающих партии товара и размещающих в этой стране производственные заказы.
Чтобы там работать, нужно, прежде всего, изучить и понять культуру и нужды китайского народа – заявили представители компании Tradeshift. Китайский бизнес во многом строится на доверии и личных отношениях. И в этом его первая особенность. Поэтому Tradeshift выбрала социальный способ продвижения платформы, подразумевающий, что клиенты будут приглашать знакомых воспользоваться ее сервисами.
Другой китайской особенностью является зарегулированность экономики всевозможными правилами, ориентированными на бумажные документы и ручную их обработку. Счета-фактуры (“fapiao”) следует печатать на специальном устройстве и особых бланках. Инвойсы следует доставлять в местное отделение налоговой службы. А точнее — туда нужно будет с этими счетами-фактурами лично съездить, чтобы там их приняли и проверили. Если в fapiao потребуется что-то изменить, то сначала нужно подать письменное заявление, чтобы в налоговой разобрались: можно это делать или нет? Плательщик может отказаться переводить деньги на основании неправильно оформленного документа – ведь он потом не сможет предоставить его в свой налоговый орган. И т.д.
Бланки fapiao могут иметь скретч-области с паролем, похожие на те, что наносятся на билеты для моментальной лотереи. Собственно для лотерейных целей они часто и используются в сфере розничной торговли, где выдаются на руки покупателю в качестве подтверждения легитимности сделанного им приобретения. Покупатель может поскрести по такому вот китайскому чеку или инвойсу монеткой и чего-то там в итоге выиграть.
Форматы fapiao могут быть разнообразными, иметь несколько таких скретч-областей, включать поясняющий текст на английском языке и т.д. Даже в пределах одного только Пекина, разновидностей fapiao столько, что можно запутаться. Другими словами, что такое fapiao, как он должен выглядеть и для чего использоваться — точно знают только сами китайцы.
Что такое fapiao знают только в Китае
Источник: поиск google
Эксперименты с использованием e-invoicing начали в отдельных муниципалитетах Китая еще в 2009 г. Согласно другим источникам, электронные счета имели место быть в сфере e-commerce еще в 2005 г. и рассматривались тогда в качестве эффективной замены для бумажных счетов-фактур, совокупная стоимость обработки каждого из которых оценивалась почти в 40 долл.
Понятно, что добавление электронных счетов-фактур к изначально довольно запутанной системе оборота бумажных инвойсов не может быть тривиальным. Что заставляет споткнувшихся на очередном витке китайской управленческой мысли западных аналитиков делать беспомощные приписки вроде “we don’t have a clue what this means” (у нас нет ни малейшего понятия, что это значит). А переводить с английского то, что они смогли разобрать на языке иероглифов, бывает непросто.
Впрочем, судите сами. В авангарде китайского электронного обмена идут китайские банки. Компания ISIS Papyrus запустила когда-то для China Trust Bank современный сервис PDF-рассылки маркетинговых предложений. А проще говоря – скидочных купонов. Слово PDF не должно вводить в заблуждение – все было реализовано очень достойно, персонализированно, с включением видео-материалов, QR-кодов и пр.
А теперь посмотрите рекламный виде-ролик, показывающий как все эти передовые электронные технологии используются на практике. Начинается там все с того, что покупатель распечатывает PDF на бумаге и идет в магазин. А заканчивается тем, что продавец берет эту бумагу, сканирует штрих-коды, ставит на ней штампы магазина и отдает покупателю обратно.
Что будет дальше с этой рекламной листовкой, превратившейся у нас на глазах в полноценный и, видимо, достаточно важный документ типа очередной разновидности fapiao? Его отнесут на кассу? Или же сохранят в домашнем архиве в качестве доказательства уплаты каких-нибудь налогов? Точно об этом знают, пожалуй, лишь сами китайцы и обслуживающий их China Trust Bank.
Между тем, громкие успехи китайского e-comerce сегодня общеизвестны. Китайские власти имеют серьезные мотивы для регулирования данной сферы бизнеса в целях пересечения случаев уклонения от уплаты налогов, оценка ущерба от которого исчисляется десятками млрд. долл. Другой аспект темы e-invoicing становится понятным, когда мы вспоминаем про то, что в компаниях СМБ работает более 90% китайских предпринимателей, производящих своими усилиями больше половины той продукции, которую страна отправляет на экспорт.
Пожалуй, сделать доступными электронные документы для всех и каждого в такой ситуации может лишь облачное решение. Такое как платформа крупного магазина Taobao, выступающего в качестве посредника между продавцом и покупателем в сфере e-commerce. Или же похожее на запущенный в этом году муниципальный облачный проект Гонконга (Electronic Bill Presentment and Payment) Позволяющий не только “закрыть” любые потребности в осуществлении электронных расчетов в сегменте B2C (вплоть до автоматизации сборов на благотоворительность), но и сделать то же самое для многих компаний из СМБ.
Один из тонких моментов заключается в том, что несмотря на отдельные яркие успехи, страна еще не в полной мере электронная. И интерфейсы сервисов, с учетом данного обстоятельства, должны быть просты, понятны и доступны каждому. Свое косвенное выражение проблематика, связанная с ИТ-грамотностью, находит и в сфере электронного обмена для B2B. Где, — согласно отчету IBM Software “EDI in China, 2012”, — под электронным обменом данными могли понимать, в принципе, все что можно назвать электронным: веб-формы, “EDI по факсу”, обмен по электронной почте или же интеграцию с ERP. С той, правда, оговоркой, что строго следования международным стандартам EDI ждать при такой интеграции, вообще говоря, не следовало.
Сильный интерес к тому, чтобы отказаться от бумажного делопроизводства и ручных манипуляций с документами испытывают международные корпорации, широко использующие китайскую рабочую силу при размещении заказов на производство. Уже хотя бы потому, что по мере ужесточения местного регулирования в сфере занятости, китайские трудовые ресурсы постепенно становятся не такими уж и дешевыми. А “классический” китайский ЭДО, неявно подразумевающий, что каждый документ нужно заполнить на каком-то особом, специально купленном для этих целей в налоговой службе печатающем устройстве и куда-то потом лично отнести, наоборот, становится слишком дорогим. Импульс к сокращению затрат многим из крупных игроков, работавших на китайском рынке, придал экономический кризис 2008 года.
Учитывая объем сопряженных с производством перевозок, крупные компании готовы применять самые передовые технологии в сфере SCM. Что сложно сделать, не внедрив сначала EDI. Что, в свою очередь, служит побудительной силой для крупных EDI-провайдеров выходить на рынок Китая и вникать во все тонкости местного регулирования, — а также, по выражению представителя Tradeshift , — “изучить и понять культуру и нужды китайского народа”. Впрочем, по очевидным причинам, многие предпочитают выходить на этот рынок не сами, а сотрудничая с партнером из числа местных.
В числе первых, в Китае начала работать компания SEEBURGER, развернувшая там RosettaNet-систему для провайдера Digital China, обеспечивающего EDI для таких компаний как Acer, Apple, Dell и IBM. А автопроизводители Daimler или BMW смогут получать сервисы в привычном им формате с этого сентября, благодаря партнерству провайдера Basware с китайской сетью обмена CEDEX e-Autohub.
EDI стал нужен для сегодняшнего Китая по многим причинам и основаниям. Свидетельством чему служат августовские переговоры с Пакистаном, интерес которого ко всему, что связано с современными технологиями для логистики, заметно подрос после истории с масштабным выводом и перевозкой американских войск из Афганистана. На этот раз EDI понадобился для детального учета таможенных операций, поскольку из-за “серого” импорта китайских товаров, пакистанская казна терпит значительный урон.