Особенности e-invoicing. Сокрытое в полях

Заблудиться в полях сложно. Но возможно, если понимать под ними поля электронных документов. Многие практики всецело сосредоточиваются на том, чего вот прямо сейчас следует туда писать. Что дает приятное чувство полного контроля над текущей ситуацией. Однако с таким узким подходом можно запросто упустить общую картину незаметно происходящих в стране и в мире изменений, способных, в будущем, серьезно повлиять на провайдерский и операторский бизнес.

Технократический подход к делу e-invoicing находит свое выражение в том, что ИТ-специалист первым делом бросается изучать (и заодно — критиковать) очередную инструкцию налоговой службы по поводу вновь вносимых изменений. Знать чего и как нужно писать в полях электронных документов в свете последних решений важно и нужно. Однако в них можно и “потряться”, забыв задать себе вопрос – а зачем это все делается?

Выбор стандарта для e-invoicing важен по вполне понятной причине. Однако и вполне рутинная процедура изменения, детализации и ужесточения требований к форматам электронных документов и процедуре их создания, вполне способна привлечь к себе сегодня повышенное внимание — не только в плане того, что именно следует срочно изменить в настройках.

Это случилось, например, в Мексике. Где, с началом этого года, электронные счета-фактуры CDF были (весьма решительно) заменены на XML-документы CDFI, составлять которые стало нужно по строго определенным правилам. Новые правила интересны не столько сами по себе. Сколько тем, что позволили построить иную, централизованную модель оборота документов.

“Поставщики должны отправить подписанный ЭП инвойс в предписанном формате в мексиканский налоговый орган, — описывает в блоге OB10 мексиканскую модель Чарльз Брайант (Charles Bryant). – Инвойсы быстро проверяются, возвращаются поставщику, после чего отправляются покупателю. Такая модель “фискальной очистки” ускоряет полный переход на электронные инвойсы и увеличивает налоговые поступления”.

Тех, кто сетует о том, что в деле отечественного e-invoicing можно было бы, теоретически, обойтись и без ЭП, мексиканская модель разочарует. Ведь там нужно не только ЭП, но еще и электронная “виза” налоговой, проставляемая в режиме онлайн.

Необычно строгими могут показаться и действия правительства Португалии. Обязавшего с 1 апреля с.г. сертифицировать все учетные системы, использующиеся в целях e-invoicing. Что, в наших условиях, пожалуй, привело бы лишь к очередному шумному переделу рынка производителей ERP в пользу тех, кто успел такой сертификат получить. Между тем, главной целью сертификации в Португалии была проверка на совместимость с ИС местной налоговой службы. Что, как и в случае с Мексикой, заложило основу для перехода Португалии на централизованную модель. “Португалия стала первой из стран ЕС, внедрившей подобную модель. Ее примеру, вероятно, последуют те европейские страны, которых всерьез беспокоит тема “fiscal gap,”- прогнозирует Чарльз Брайант.

Величину “недобора” налоговых поступлений (fiscal gap) в той или иной стране, экономисты давно научились оценивать достаточно точно. К примеру, в случае с НДС, величина VAT Gap может доходить до нескольких процентов ВВП.

Переход от периодического (ежеквартального или ежегодного) налогового контроля к «сплошному» контролю в режиме онлайн выглядит естественным, эволюционным продолжением идей цифровой экономики. Можно привести в пример системы RTGS в качестве аналогичного подхода, взятого из сферы банковских технологий.

 RTGS (Real time gross settlement systems) работают по принципу немедленной обработки и “очистки” межбанковских транзакций (без лага по времени). Поскольку они выполняют инфраструктурную роль, то, обычно, курируются местным центробанком. Скажем, у нас подобная система назыается BESP.

Опыт развития RTG-систем свидетельствует о том, что при правильном подходе можно решить многие проблемы — с уровнем конфиденциальности в том числе, чего можно достичь, например, раздельной обработкой “налоговых” и “коммерческих” данных. Тем не менее, в странах вроде США, где превыше всего ставят коммерческую тайну, реализовать такую идею будет сложно, считает аналитик. И указывает в числе стран, которые, вероятнее всего, продолжат дело онлайн-централизации, — начатое в Португалии с Мексикой, — Турцию, Россию, Кению и ЮАР.

Если его прогнозы сбудутся, то операторский бизнес в том качественном (и количественном) виде, в котором он есть у нас сейчас, станет ненужным. И как-то беспокоиться о том, чтобы не “потеряться в полях”, многим, возможно, нужно начинать уже сегодня.

Top