Под электронным обменом в нашей стране сегодня каждый волен понимать свое собственное – то, за что он берет деньги с заказчика. По факту у нас может под этим пониматься EDI, ECM или, даже, несложный документооборот типа обмена сканами. Но, наверняка, более точный и определенный ответ на этот вопрос знают за рубежом?
Наблюдать за тем, как ИТ-компании продают отечественным заказчикам разномастные услуги по налаживанию электронного обмена бывает, порою, весьма забавно.
Одни, под этим предлогом, отключают заказчику принтеры, а все “входящие” принудительно оцифровывают в его канцелярии. Так, чтобы в офисе нельзя было найти даже крошечного клочка бумажки. Ну разве что – в комнате отдыха.
Другие попытаются навязать под тем же соусом услуги провайдера. И это может увенчаться успехом, если заказчик уже успел предварительно обзавестись небольшим складиком для хранения однотипной бумажной первички.
Третьи же начнут с клиентом долгий разговор про XML, SAP IDOC и структурированные двоичные файлы. Клиент ничего не поймет, а значит и денег им не заплатит. Но, в глубине души, зауважает.
И только крупные западные вендоры типа OpenText, наверное, точно знают, что такое современный электронный обмен. Хотя бы уже потому, что смело покупают и EDI-провайдеров, и ECM-разработчиков, и много кого еще.
Попытаемся и мы найти ответ на вопрос о том, что же такое электронный обмен сегодня? Взяв, в качестве примера, конкретное внедрение одного из таких вендоров, — Lexmark International, — сделанное недавно для заказчика Doosan Infracore International (DII). Он входит в южнокорейскую финансово-промышленную группу Doosan Group с годовым оборотом свыше 10 млрд. долл.
По землеройной и дорожно-строительной технике заказчик вхошел в ТОП-10 мировых производителей. Это произошло в 2007 г., когда Doosan поглотила одну из ведущих в данной отрасли компаний США Bobcat. Группа дает работу, в общей сложности, для 43 тыс. чел. в 38 странах мира.
Таким образом, проблемы с электронным обменом у данного заказчика должны быть, по идее, во многом схожими с теми, которые пытаются решить в этом году при помощи EDI-платформы AutoDX индийские автопроизводители. Однако DII избрал свой путь. И обратился в Lexmark.
Подразделение Perceptive Software компании Lexmark внедрила решения Perceptive Intelligent Capture и др. для автоматизации процесса документооборота в департаментах кредиторской задолженности и закупок DII.
Сумма контракта составила 1,6 млн. долл. Одна из основных целей решения Perceptive Intelligent Capture – распознавание и автоматическая классификация отсканированных документов, а также факсов, сообщений электронной почты и пр., на основании их заголовков и другой информации, поддающейся структуризации. Поддержка нескольких языков дает заказчику, работающему в разных странах, возможность достичь экономии от централизации процесса обработки платежных и пр. документов.
Критериями выбора линейки решений на платформе Perceptive Software также стала заложенная в нее масштабируемость и возможность бесшовной интеграции с используемыми заказчиком приложениями SAP и Oracle.
Представители заказчика пояснили, что эффективность EDI технологии не вызывает у них особых сомнений. Однако в их случае она не способна решить проблему с поставщиками, отгружающими товар небольшими партиями. Причем, по численности, такие поставщики составляют для компании DII подавляющее большинство. Таким образом, в DII не стали реализовывать идею индийских автопроизводителей по поголовоному и 100%-му «обращению» в EDI всех, даже самых мелких поставщиков. Вместо этого там предпочли, при наличии такой необходимости, оцифровывать и распознавать данные из бумажной первички при помощи линейки решений Perceptive Software.
В этой связи будет интересна также и история возникновения подразделения Perceptive Software. Это подразделение в 2010 г. стало частью Lexmark International, поглотившей давшую ему название компанию Perceptive Vision за 280 млн. долл.
Основой для многих решений из сегодняшней линейки Perceptive Software послужили также и наработки другой компании — Brainware.
Brainware позиционировала свой софт как обеспечивающий простую интеграцию с наиболее распространенными ECM-платформами. Процент извлечения структурированной информации из документов обещался заказчикам Brainware на уровне 60-80%. Среди таких заказчиков были известные компании, например, NEC и Royal Dutch Shell. А среди своих прямых конкурентов Brainware указывал ведущих игроков рынка: Kofax и ReadSoft. История независимого разработчика Brainware закончилась в 2012 году, когда он укрепил собой дивизион Perceptive Software компании Lexmark International, заплатившей за это около 150 млн. долл.
Теперь можно перейти к выводам. И обратить внимание на то, что во всей этой истории красной нитью проходят темы интероперабельности ИТ-решения для электронного обмена с ERP и ECM, а также процент информации, поддающейся, — с его помощью, — структуризации.
Вопрос же о том, каким именно образом попали в сеть электронного обмена данные из того или иного документа, постепенно отступает сегодня на второй план.
Документ может быть изначально сформирован в ERP в электронном виде и в требуемом формате. Или «вколочен» мелким поставщиком в поля веб-интерфейса. Или, даже, отсканирован и распознан при помощи продвинутого софта, типа того, которые предлагает заказчикам Lexmark. Вся эта предыстория получения данных, пригодных для полноценного электронного обмена, в наши дни отходит на второй план.
Важным остается лишь процент содержания в итоговом электронном сообщении структурированной, достоверной информации, поскольку именно от этого будет зависеть его пригодность к последующей автоматической обработке средствами ERP и т.п.