Dynamic Discounting (DD)
Следующими шагами после внедрения SCF являются более интеллектуальные технологические решения. В частности, одним из таких решений является динамическое дисконтирование ( Dynamic Discounting ).
Такие технологии, как динамическое дисконтирование (DD), призваны мотивировать торговую сеть на скорейшую оплату товара, а поставщика – на предоставление дополнительных скидок. Причем, что особенно важно, с точно рассчитанной экономической выгодой для каждой стороны.
По своей сути DD – это предоставление скидок за скорейшую оплату. Инициировать процесс согласования таких скидок может как поставщик, так и торговая сеть. Поставщик заинтересован в этом в случае дефицита ликвидности, а торговая сеть – в обоих ситуациях, и когда ликвидность избыточна, и когда имеется дефицит свободных денежных средств.
Говоря простыми словами, вне зависимости от того, мало или много денег в торговой сети, их (деньги) всегда можно продать поставщику с максимальной выгодой. И выгода может быть тем больше, чем острее поставщик нуждается в оборотных средствах. Соответственно, поставщик имеет возможность получить денежные средства на условиях более выгодных, чем ему предоставляет банк или другая кредитная организация. Такие ситуации в силу разных причин возникают довольно часто, однако быстро среагировать на эти ситуации без выстроенного механизма согласования условий такой сделки достаточно сложно.
Итак, основой DD, с точки зрения интересов бизнеса, является ситуация, при которой привлекать денежные средства у сторонних кредиторов может оказаться дороже, чем договориться о скидках при скорейшей оплате со своим клиентом.
Организационно процесс DD выглядит следующим образом.
- Заинтересованная сторона инициирует процесс согласования условий досрочной оплаты посредством формирования и отправки другой стороне соответствующего EDI-документа. Назовем его, для примера, «Заказ на досрочную оплату» (если инициация идет от торговой сети) или «Предложение о досрочной оплате» при инициации процесса поставщиком. В этом документе указаны все данные о поставке, оплата по которой согласуется:
- номер заказа (или накладной, счета-фактуры)
- дата заказа
- сумма заказа
- желаемая дата досрочной оплаты
- запрашиваемая или предлагаемая сумма (процент) скидки
- Получив такой документ вторая сторона формирует ответный документ, акцептуя предложение без изменений или внеся в него свои корректировки. Таких итераций может быть несколько.
- Когда условия досрочной оплаты согласованы, формируется новый EDI-документ «Счет на оплату» и дополнительное соглашение, фиксирующее новые условия по выбранной поставке.
- По факту проведения платежа может быть сформирован третий EDI-документ «Уведомление об оплате».
- По факту получения денежных средств – четвертый EDI-документ «Уведомление о получении денежных средств»
DD можно рассматривать как некую надстройку над SCF. SCF обеспечивает базис для DD в виде автоматизированного процесса движения денежных средств и формирования точной суммы задолженности. Очень хорошо прослеживается сходство документов при DD и SCF с известными нам EDI-документами «Заказ», «Ответ на заказ», «Уведомление об отгрузке», «Акт приемки». Отсюда и название SCF – Supply Chain Financing по некой аналогии с SCM – Supply Chain Management. Все различие, по сути, в том, что при SCM перемещаются товары, а при SCF – денежные средства.
Существует еще один важный элемент в технологиях DD. Это математический аппарат, который на основе оперативных данных о текущих рыночных кредитных ставках, курсах валют и другой информации, с одной стороны, и размерах и плановых сроках погашения дебиторской задолженности, с другой, позволяет вычислить и предложить конкретные значения дисконта, обеспечивающие и поставщику и торговой сети выгодное завершение сделки по досрочной оплате.
Стоит учесть, что при DD денежные средства остаются внутри системы «поставщик-покупатель», а не уходят частично в виде процентов по кредиту третьей организации, что повышает доходность по операциям, увеличивает ликвидность в системе и, что очень ценно, служит укреплению отношений между поставщиком и покупателем.
Алексей Тихонов