Сегодня, возможно, трудно придумать чего-нибудь еще более очевидно-востребованное, чем EDI-сервисы в отечественной почтовой отрасли. И, пожалуй, что-то еще более медленное, чем фактическая реализации идеи с налаживанием там полноценного электронного обмена. Вполне может быть, что именно в 2014 г. мы узнаем, что ситуация, наконец-то, изменилась в лучшую сторону.
Западные консультанты по стратегическому маркетингу часто начинают свою работу с того, что просят представителей заказчика сформулировать миссию компании, обратившейся к ним за услугами.
Следуя их логике, можно, например, предположить, что основной целью деятельности любой почтовой фирмы является не доставка бумажных конвертов с письмами, а передача информации наиболее надежным и быстрым способом.
Следовательно, любая почтовая компания – потенциальный провайдер электронного документооборота и обмена EDI-сообщениями. Сама специфика почтового бизнеса должна естественным образом подтолкнуть игрока этого рынка к тому, чтобы дать клиентам возможность обмениваться данными при помощи наиболее современных электронных технологий, которые способны дополнить или же заменить “классические” услуги «бумажной» почтовой доставки.
Если вернуться от высокой теории к суровой отечественной реальности, то пока можно, скорее, утверждать обратное. Провайдеры всевозможных электронных сервисов, зачастую, без особого труда отбирают все новых и новых клиентов у “застрявших” в прошлом веке почтовиков. Которые, с затаенной грустью, взирают со стороны на коммерческие успехи своих “электронных” конкурентов. А попытки предложить населению почтовые услуги с приставкой “кибер-“ нередко вызывают смешанные чувства — с легким оттенком сожаления об упущенных, гораздо более масштабных рыночных возможностях.
Как бы там ни было, почтовый сервис – это еще и классический пример логистики. Что станет особенно очевидно, если от темы отправки писем в конвертах мы перейдем к проблеме почтовой доставки пакетов и посылок. Это означает, что без EDI-технологий в наши дни тут никак не обойтись.
Примерно к такому выводу пришла в начале прошлого года рабочая группа с участием представителей «Почты России», Федеральной таможенной службы (ФТС) и Россвязи РФ: “Модернизация информационной сети и электронных протоколов по обмену данными позволит значительно ускорить процесс первичной обработки зарубежной почты, что особенно актуально для растущего рынка международного почтового обмена. Прежде всего, электронный обмен данными о международной корреспонденции позволит ускорить ее прохождение через таможенные органы, оптимизировать процессы транспортировки и взаимодействия с авиаперевозчиками». Таков был ее вердикт.
Изучение всех этих новых, — для отечественной почты, — возможностей началось в 2011 г. Обмен электронными данными был тогда практически проверен при работе с почтовыми службами Канады и США. Примечательно, что в том же году проблема взаимодействия ФТС и “Почты России” обострилась в очередной раз. Не менее любопытно то, что еще примерно через год “благодаря содействию Почты России на Конгрессе Всемирного почтового союза в г. Доха (Катар) был утвержден ряд предложений по внедрению электронного обмена данными о международных почтовых отправлениях между назначенными почтовыми операторами и таможенными органами” – читаем мы на сайте ФТС.
Одним из последних известий о внедрении инноваций в практику Почты России стала информация о подписании меморандума с почтой Италии и компанией Selex ES, состоявшемся в ноябре прошлого года. В рамках международного сотрудничества, в частности, предполагается развивать дальше такое передовое направление доставки корреспонденции как гибридная почта . Необходимость выстравивать рабочее взаимодействие с почтовыми службами развитых стран, авиаперевозчиками ипрочими игроками международного рынка доставки настоятельно подталкивает одного из наших ведущих операторов, — »Почту России», — к тому, чтобы внедрять всевозможные новые технологии.
Помимо прочего, потребность в налаживании полноценного электронного обмена становится все более очевидной по мере того, как растет объем услуг ускоренной доставки отправлений, в частности, в рамках международного сервиса EMS. Оптимизация и ускорение бизнес-процессов становятся, в частности, возможными потому, что электронное сообщение о международном почтовом отправлении (его номере, времени поступления в обработку, адресате, а также о товарах, вложенных в посылку или пакет, их количестве, стоимости и т.д.) отсылается сразу после таможенного досмотра в стране отправления, т.е. раньше физической отправки.
Чтобы реализовать данные возможности, Почта России должна была, в частности, подключиться к ИС ФТС. «Нам придется переработать несколько электронных форм – внести в них данные, которые мы у себя не фиксировали ранее, например, из таможенных деклараций, а это не очень сложная задача», —пояснил Александр Тимофеев, руководитель дирекции по организации производственных процессов ФГУП «Почта России».
Тестирование отправки электронных таможенных деклараций с ЭП и пр. планировалось окончательно завершить к концу 2013 г. Также ожидалось, что с началом 2014 г. Почта России перейдет на электронный обмен данными с ФТС, причем сама ФТС окончательно откажется к тому же сроку от “бумажных” деклараций.
Главный отечественный почтовый провайдер постепенно налаживает электронный обмен и с другими ведомствами. Свидетельством чему является, например, приказ ФНС N ММВ-7-6/140@ от 8 апреля 2013 г. (“О проведении опытной эксплуатации ПО, реализующего обмен информацией о возвращенных/неврученных регистрируемых почтовых отправлениях в электронном виде между ФГУП «Почта России» и ФНС России).
«Предстоящая модернизация российского почтового сектора является беспрецедентной по срокам и масштабам преобразований,» – так высказались по поводу отечественных почтовых инноваций немецкие коллеги из Deutsche Post, посетившие Почту России в октябре прошлого года.
Отсутствие полноценного электронного обмена, в частности, стало одной из очевидных, — для ИТ-специалистов, — причин многочисленных изъянов работы отечественной почты в прошлом году. От всякого рода злоупотреблений служащих и неразберихи во взаимоотношениях между ведомствами, до случаев введения временного “эмбарго” на прием посылок из-за рубежа, которые не успевали вовремя обрабатывать.
Работа национального почтового оператора стала, за последние годы, излюбленной темой блогеров, освещающих всевозможные “темные стороны” работы отечественных почтовиков, отслеживающихпричудливые маршруты фактической доставки и пр.
Действительную эффективность работы национального оператора косвенно характеризует и то, что в Санкт-Петербурге и приграничных с Финляндией районах страны появилось такое необычное явление как “почтовый туризм”: некоторым живущим там согражданам оказалось более удобным не проводить время в ожидании, а проехать на машине несколько сотен километров с целью получения своих посылок в соседней стране.
О фактических успехах нашего ведущего почтового провайдера по части электронного обмена и прочих инноваций мы должны узнать в самое ближайшее время из его официальных пресс-релизов. Впрочем, анализируя уже опубликованные СМИ данные за прошлые годы, складывается определенное впечатление, что ничуть не меньше его интересует также и расширение спектра услуг, которые, фактически, можно оказывать в монопольном или же максимально близком к этому режиме.
В качестве примеров, можно привести широко освещавшиеся темы вроде проекта с построением, при участии Почты России, системы официальных «государственных» электронных ящиков для всех россиян или же создания на ее базе очередного портала с комплексом госуслуг.
В заключение, следует отметить, что тема модернизации бизнес-процессов почтовой доставки актуальна сегодня во многих других государствах мира, особенно если вести разговор о странах БРИКС. Так, в Индии с новой силой разгорелся на днях «почтовый» скандал, затронувший, в частности, такие компании как DHL и FedEx. Международный аэропорт города Мумбаи (Mumbai International Airport Private Limited, MIAL) пожаловался в местный таможенный орган на порочную практику почтовиков, лишающую его законных доходов. Его представители утверждают, что, — в нарушение действующих правил, — ежемесячно обрабатывается около 1 тыс. тонн отправлений, вес каждого их которых превышает положенные, для таких случаев, 70 кг.
Некоторые наблюдатели предполагают, что скандал связан с лоббированием интересов компаний, владеющих грузовыми терминалами, на уровне индийского правительства. По словам одного из местных таможенных комиссаров, ситуация будет улажена с вводом в действие системы EDI, при помощи которой будет контролироваться вес почтовых отправлений.