Посмотрев на обороты некоторых компаний, которые в РФ принято называть провайдерами или операторами, в США сказали бы, что это, прежде всего, стартапы. А потом уже все остальное: так сказать, в порядке конкретизации сферы деятельности. Опыт американских стартапов интересен еще и тем, что через несколько лет мы, наверняка, увидим в России проект, аналогичный тому, который уже успешно реализовал Bills.com.
Ипотечное кредитование все шире распространяется в России. Однако в США оно играет особую роль. Его можно назвать краеугольным камнем американской социальной и экономической системы. Ипотека давно является нормой жизни для большинства американцев, которых статистика относит к среднему классу. Серьезный сбой работы механизма ипотечного кредитования вполне способен, — как мы теперь уже точно знаем, — вызвать в США экономический кризис.
Компания Freedom Financial Network (FFN) специализируется на теме оптимального выбора ипотечного кредита и управления задолженностью. В 2005 г. она запустила новый проект — Bills.com LLC, построенный вокруг идеи информирования пользователей по вопросам кредитования с одновременным предоставлением им удобных онлайн-инструментов.
С помощью которых, — помимо проблем с ипотекой, — можно разрешить широкий круг вопросов по управлению личным капиталом. Таких как контроль над онлайн-платежами и кредитными картами, выбор и оплата страховки, реструктуризация задолженностей, получение кредита для обучения в университете и пр.
Данный стартап в сфере electronic billing привлек к себе внимание с самого начала своего существования. За его доменное имя и регистрацию соответствующего товарного знака FFN заплатила около 1 млн. долларов.
Что, в частности, получило широкий резонанс с кругах интернет-деятелей, которых принято называть киберсквоттерами. Циркулирующие по интернету списки самых дорогих доменных имен мира, — в которых все еще можно найти www.bills.com, — делают хорошую рекламу проекту до сих пор.
Проект быстро развивался и в 2011 г. в Bills.com работало уже более 600 сотрудников, а его оборот составил свыше 100 млн. долл.
«Они хотят, конкурировать. Они не хотят работать в IBM. Нет ничего неправильного в том, что люди желают быть частью чего-то такого, что быстро растет и бросает вызов их способностям,» – так описывал в то время собранную им проектную команду Брэд Строу (Brad Stroh), один из основателей стартапа Bills.com.
В начале проекта особый акцент делался на непосредственное общение с пользователями и выяснение их неудовлетворенных потребностей по части управления личными финансами.
Для ускорения циркуляции идей внутри развивающейся компании, его учредитель запустил внутрикорпоративный аналог Твиттера, из сообщений которого можно в любой момент узнать, чем он занят в настоящее время. А своих менеджеров — приучил регулярно формулировать в письменном виде свои личные стратегические цели в начале каждой недели. Внутренняя кухня проекта достаточно интересна, но его успех во многом определили внешние факторы.
Американцы отличаются от россиян своей продвинутостью в финансовых вопросах. Для большинства соотечественников управление счетами часто сводится к тому, чтобы не забыть вовремя погасить набежавшую за месяц коммуналку. Своего рода высшим пилотажем в этой сфере пока считается пользование банкоматом или, скажем, оплата через интернет.
В Штатах, где за пол-года просрочки вас не в теории, а на практике могут заставить расстаться с жильем, подходят к оплате всевозможных счетов более фундаментально. И обычная домохозяйка, активно “юзающая” SaaS-сервис по прогнозированию кэш-фло, — это абсолютно нормальное явление. Сервисы Bills.com легко отыскали потребителей, заинтересовавшихся настолько, чтобы платить за них деньги. Ежегодно проект приносит прибыль порядка 100 млн. долл. Его успех мотивировал других предпринимателей к запуску похожих проектов.
Например, в начале этого ноября аналогичный проект (Bill.com), обслуживающий компании из СМБ и пр., получил очередной транш венчурных инвестиций в размере 38 млн. долл. Всего по этому каналу финансирования в данный проект уже поступило около 80 млн. долл. Его сервисы ежегодно используются для оплаты 10 млн. счетов, а общая сумма платежей по ним составляет 12 млрд. долл.
Мысленно возвращаясь к отечественным реалиям, почему-то, в числе первых приходят на ум компании, занимающиеся сегодня микрофинасированием. Может быть, это происходит потому, что растут они как грибы после дождя, притом что их будущее достаточно туманно. Поэтому было бы логично, если бы через несколько лет некоторые из них первыми попытались реализовать в России проект, подобный Bills.com.