Опыт в деле использования ИТ в Великобритании изучают у нас с великой тщательностью. Некоторые считают эту страну достойным примером для РФ. Между тем, в деле перехода на электронные-счета фактуры Великобритания пока что отстает от многих других.
Великобритания явно отстает в деле электронного инвойсинга. Этой стране, которую у нас часто приводят в качестве примера по части ИТ, сегодня самой впору взять за образец для подражания, скажем, опыт Мексики, где к вопросу e-invoicing подошли весьма фундаментально.
Причину всего этого должно установить парламентское расследование, в рамках которого провайдер OB10 предоставил документ, в котором изложено его видение того, как можно исправить сложившуюся ситуацию.
В целом, доля электронных счетов-фактур (ЭСФ) составляет 4-15% от общего количества европейских инвойсов. Характерно, что основным драйвером роста сейчас является использование ЭСФ в госсекторе. Эксперты оценивают экономию от электронного инвойсинга минимум в 60%, если сравнивать ЭСФ с бумажным счетом-фактурой. Можно предположить, что «продвинутая» по части масштабных ИТ-инноваций Великобритания давно опередила другие европейские страны в деле перехода на ЭСФ? Однако это не так.
Из документа можно узнать, что ситуация в госсекторе Великобритании напоминает, скорее, российскую, чем какую-то другую.
В британских ведомствах используются самые разные ИС. Некоторые из госорганизаций инициируют свои собственные проекты по переходу на ЭДО. Повышенное внимание уделяется при этом процедуре госзакупок. Однако, по большей части, оно сосредотачивается на подготовительном этапе выбора поставщика для госсектора. До того, чтобы перевести в электронный вид первичные документы, сопровождающие непосредственно сам процесс осуществления закупки, руки чаще всего не доходят. То есть инвойсами обычно обмениваются в бумажном виде.
В качестве одного из способов разрешить проблему «лоскутной» ведомственной автоматизации, сейчас предлагаются центры коллективного пользования (shared service centres, SSC). Аутсорсинговые услуги SSC предоставляют такие компании как Arvato, Steria и Accenture. Их сервисы доступны компаниям из государственного и коммерческого секторов Великобритании. Это достаточно существенный момент, поскольку сектор госзакупок чаще всего рассматривается в качестве катализатора перехода на электронные счета-фактуры в коммерческом секторе.
С другой стороны, ЭДО в госсекторе ценен и сам по себе. Например, опыт Дании показал, что e-invoicing позволяет экономить от 120 до 150 млн. евро в год в одном только сегменте госзакупок. В масштабах госсектора Великобритании, это означало бы сбережение суммы, эквивалентной 1,5 млрд. евро в год.
В июньском докладе Еврокомиссии (IP/13/608:e-Invoicing in public procurement) приведена оценка экономии от использования электронных инвойсов в госзакупках. Она составляет от 30 до 50 евро на одном документе. Оценивая экономию от e-invoicing в коммерческом секторе, эксперты приводят более скромные цифры экономии: 11 евро для покупателя и 6 евро для поставщика (в пересчете на одну ЭСФ).
Британским электронным инвойсам в сфере госзакупок не хватает политической воли правительства и опыта управления ИТ-проектами в госсекторе. Их более широкому распространению явно мешает то, что в российских СМИ принято обозначать “ведомственный зоопарк” государственных ИТ-систем. Примерно к таким выводам пришел Люк Маккивер (Luke McKeever) и поделился ими в блоге OB10.