Формирование рынка электронных счетов-фактур (ЭСФ) в России едва вступило в свою начальную фазу. А рынок по-прежнему обслуживает, преимущественно, отрасль ритейла. Что ждет отечественный e-invoicing и EDI в ближайшие годы?
Первопроходцами в деле EDI в нашей стране стали торговые сети и их поставщики. В последние годы появилось большое количество ИТ-компаний, предлагающих свои услуги по работе с ЭСФ и т.д. Начались активные разработки соответствующих интеграционных модулей для различных ERP-систем и пр.
Следует отметить, что ИТ-разработчики, EDI-провайдеры и ЭДО-операторы прилагают сейчас значительные усилия и инвестируют ощутимые суммы в создание соответствующего программного обеспечения. Еще больше средств расходуется на рекламу и пропаганду услуг, а также на первичное подключение клиентов. Все это делается в надежде на то, что в долгосрочной перспективе данные затраты окупятся с троицей. Но вот случится ли это в ближайшие годы?
Пытаясь сделать прогноз, следует, пожалуй, особо отметить (чрезмерную) тягу российских ведомств к администрированию во всем, что касается вопросов типа регулирования ЭДО и EDI. Прямых и косвенных подтверждений тому можно найти множество.
Чуть ли не любое отечественное ведомство стремится сегодня придумать свой собственный идентификатор, который следует указывать в электронных отправлениях для придания им юридической силы. А также — разработать свой стандарт, причем международные наработки при этом, конечно же, как-то учитываются, но, зачастую, лишь чисто формально.
Использовать электронную подпись (ЭП) предписывается при этом всем и каждому по любому поводу и без особого разбора. Речи о создании единого для B2G и B2B стандарта, удобной и общедоступной инфраструктуры, а также соответствующих массовым запросам ИТ-решений при этом пока, как-то, не идет. Мысль же о том, что простой факт отправки сообщения через провайдера уже сам по себе способен придать электронному документу юридическую значимость, — безо всяких дополнительных ЭП, — в сегодняшней России можно смело назвать крамольной.
Если ориентироваться на Европу, то в плане закручивания гаек в сфере ЭДО нас обгоняет , пожалуй, лишь Португалия. Где счет-фактуру, оформленную в строгом соответствии со стандартами, нельзя будет использовать, если ее сгенерирует программа, на которую разработчики не успели вовремя получить сертификат.
Очевидно, что в конце 2013 года там начался новый передел местного рынка e-invoicing. Скорее всего, сертификацию, какой бы простой она не была, пройдут не все и не сразу. И кто-то получит возможность подключить к себе уже «готовых», чужих клиентов. Бизнес которых не позволяет ждать, когда же, наконец, «раскачается» с получением сертификата их оператор или разработчик ПО.
Хорошо понятна принципиальная заинтересованность любого государства в подобной сертификации. Ведь при правильном подходе, все мало-мальски крупные хозяйственные операции, со временем, так или иначе попадут под онлайн-контроль соответствующих государственных органов, выдающих разрешительную документацию на ПО.
Интересы ИТ-компаний, много лет формировавших и развивавших местный рынок, при такой постановке вопроса, отступают на второй план. Без учета последнего обстоятельства, все происходящее в области сертификации довольно логично и даже, можно сказать, позитивно. Ведь с серой бухгалтерией нужно начинать бороться более эффективными и современными методами, без чего нормальной экономики не построить ни в одной стране мира.
Помимо прочего, жесткие действия португальского регулятора очень хорошо ложатся на менталитет наших чиновников. Поэтому имеет смысл заранее подготовиться к развитию событий в сфере электронного обмена в России по “португальскому” сценарию. Хотя бы — на всякий случай.
Подобные примеры — хороший повод для отечественных ИТ-компаний, работающих на рынке e-invoicing, задуматься о своей текущей роли, перспективах и стратегии развития. Многие из них могут оказаться “рабочими лошадками”, трудолюбиво возделывающими непаханый рынок электронного обмена в РФ. Но вот только основной урожай соберут позже. И, возможно, без их участия.
Вполне вероятно, что стратегически-правильным выглядит заблаговременное выстраивание партнерских отношений с крупными государственными компаниями, банками и т.д. и/или создание отраслевого объединения для взаимодействия с государством и участия в процессах принятия законодательных решений.
Алексей Тихонов