SWIFT знает как добавить стоимость EDI

Международная сеть обмена финансовыми сообщениями SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications) планирует в 2014 г. запуск нового банковского сервиса. Его цель – помочь, с минимальными издержками, обеспечить комплаенс в его широком понимании, включающем налаживание контроля за возможными операциями клиентов по “отмыванию” денег. Похожих проектов сегодня много. Однако инициатива SWIFT явно заслуживает отдельного внимания, поскольку сейчас по-новому расставляются ориентиры для крупных EDI-игроков, работающих, прежде всего, с банковским сектором.

Сеть SWIFT всерьез задумалась о расширении спектра предоставляемых услуг. Произошло это на фоне ожидаемого в этом году перехода на стандартизированные SEPA-транзакции в еврозоне и ускорившихся темпов развития EDI во всем мире. В частности, на рынке обмена финансовыми сообщениями, еще в 2013 г., обнаружились новые игроки с сильными, конкурентоспособными предложениями.

Например, появились первые крупные банки, полностью прошедшие процесс аккредитации в финансовой сети SAP FSN. Помимо компании SAP AG, проекты по созданию аналогичных «вендорских» сетей ведут и другие разработчики систем ERP. Понятно, что крупные вендоры не только располагают обширной и платежеспособной базой потенциальных пользователей для своих EDI-сетей, но и смогут обеспечить глубокую интеграцию производимых ими систем с собственными сервисами. А также — поддерживать ее от версии к версии.

Если сам по себе обмен сообщениями через несколько лет может превратиться в стандартную опцию, реализуемую штатными средствами ERP, то настала пора предложить что-то новое. Такое, чего «классические» разработчики софта делать еще не научились.

Вполне примечательным, в этой связи, является решение SWIFT о создании сервиса он-лайн проверки сведений о клиентах в реестре KYC (Know Your Customer), для реализации которого сформировано отдельное подразделение, занимающееся в т.ч. анализом и актуализацией базы выявленных SWIFT финансовых нарушений. Наполняться реестр будет в т.ч. по модели краудсорсинга, подразумевающей предоставление заинтересованными в сервисе банками актуальной и достоверной информации.

Прелюдией для KYC послужила разработка в 2012 году сервиса по мониторингу и внутреннему контролю SWIFT за небольшими и средними финансовыми организациями, пользующимися международной финансовой сетью. К его помощи прибегают сегодня порядка 100 клиентов из 50 стран. Посредством данного сервиса ежедневно анализируется более 30 тыс. сообщений.

В прошлом году представители крупнейших банков поддержали идею SWIFT расширить свою деятельность в сфере контроля соответствия. И призвали других участников банковского рынка принять участие в разработке комплаенс-сервисов, предназначенных для совместного использования. Явных экономических выгод от конкуренции в этой сфере не получает сегодня почти никто. Зато снижается эффективность работы банковского сектора в целом.

Интересен, пожалуй, не столько столько сам реестр KYC, сколько дальнейшие планы SWIFT по развитию комплекса инновационных сервисов. При успешном развитии данного проекта, банки смогут, со временем, сократить внутренние затраты на управление рисками, а также улучшить свою статистику по операциям, связанным с отмыванием денег клиентами и другими видами правонарушений в финансовой сфере.

Ведь следующим, после KYC, шагом будет создание SWIFT Business Intelligence Suite, посредством которого можно будет комплексно управлять банковскими рисками. Базой для чего станет, например, выявление значимых отклонений трафика сообщений конкретной финансовой организации от общих тенденций обмена данными через глобальную сеть.

SWIFT планирует начать с удовлетворения повседневных потребностей банков по части комплаенс. И, в перспективе, постепенно расширять сервис вплоть до того, чтобы с его помощью любому банку-участнику можно было провести полноценную процедуру due diligence.

Действительно, в наши дни нет большого смысла дублировать одну и ту же работу по части комплаенс в разных банках с тем, чтобы получить результат заведомо хуже, чем если это проделала бы обслуживающая их сеть провайдера, имеющего доступ к обширной статистической базе, обновляемой IRT.

Можно также предположить, что в основе работы нового сервиса будут хорошо известные базовые EDI-технологии, позволяющие обмениваться значимыми финансовыми сообщениями с автоматическим обеспечением высокого уровня чистоты и связанности структурированных данных, пригодных для обработками аналитическими средствами – вплоть до применения инструментов из арсенала Data Mining.

Начавшийся проект SWIFT интересен тем, что сугубо «домашняя» задача оценки и управления комплаенс-рисками постепенно может уйти на аутсорсинг, превратиться, со временем, в инфраструктурный сервис. Такая идея витала в воздухе уже много лет. Ведь с растущей конкуренцией сталкиваются сегодня, прежде всего, сами кредитные организации, оплачивающие услуги EDI-провайдеров.

Разноплановая работа по обеспечению комплаенс и ведению деятельности, которую в РФ именуют ПОД/ФТ (Противодействие легализации (Отмыванию) Доходов и Финансированию Терроризма), заметно снижает коммерческую эффективность банковских организаций. И, иногда, сводится к достаточно формальному, “бумажному” соблюдению требований регулятора, — особенно если мы говорим о небольших отечественных банках.

Сегодня можно не только утверждать, что сервисы по обеспечению соответствия и управлению рисками, в принципе, давно востребованы финсектором. Но и попытаться оценить их стоимость в глазах заказчика.

Любой здравомыслящий банкир быстро сложит “столбиком” суммы своих потерь от действий финансовых мошенников со штрафами, налагаемыми регулятором за несоответствие тем или иным требованиям законодательства. И согласится регулярно платить за комплаенс-обслуживание, при условии, что ему смогут предложить не очередную разновидность “черного списка”, коим несть числа, а действительно что-то стоящее. Не исключено, что международный игрок уровня SWIFT сможет первым продемонстрировать участникам EDI-рынка то, как можно сегодня добавить стоимость базовым сервисам доставки сообщений с учетом специфики конкретной отрасли.

Достаточно очевидно, что базовый сервис KYC получит конкурентное отличие от других, подобных проектов, в том случае, если его получится реализовать наиболее высокотехнологичным, “быстрым” и удобным для клиентов способом на базе применяющихся SWIFT EDI-технологий.

Для чего, вероятно, придется создать надежные способы разделения прав доступа к информации, действительно обеспечивающие равные конкурентные условия для всех банков-участников комплаенс-сообщества.

Кроме того, очевидно, предстоит большая работа по разработке и стандартизации структурированных сообщений, предназначенных специально для вышеуказанных целей комплаенса, алгоритмов обработки данных, создания высокопроизводительной аналитической платформы, доработки клиентского программного обеспечения и мн. др.

В любом случае, у SWIFT имеются сегодня все предпосылки для того, чтобы со временем изменить наши предоставления о том, каким должен быть современный комплаенс для отдельных кредитных организаций и всего банковского сектора в целом.

Алексей Тихонов

Top