Можно долго рассуждать на темы преимуществ, которые дает EDI-провайдерам надежная облачная платформа. Однако, вместо этого лучше привести конкретные примеры из практики.
Для того, чтобы “довести” сервисы на своей облачной платформе PaletteOnline до нового сегмента потребителей, компания Palette подписала партнерский договор с EchoVera, расположенной в Канаде. Что позволило учесть местные особенности налогового законодательства, обеспечить мульти-языковую поддержку и пр. при оказании услуг e-invoicing и др.
С аналогичными целями, — но уже не для североамериканской аудитории, а для бизнес-потребителей из стран Северной Европы, — датская компания KMD заключила соглашение по использованию сервисов, управляемых провайдером GXS. При этом предполагается, что облачные услуги придут на смену устаревшим локальным решениям для организации электронного обмена, установленным у клиентов.
Интересен и другой аспект деятельности KMD, который заключается в том, что данная компания осуществляет интеграцию с решениями компании SAP. Сама же облачная платформа Trading Grid, принадлежащая компании GXS, была отмечена Gartner в числе 25 лучших решений для автоматизации цепи поставок в таких отраслях как автомобилестроение, ритейл и др.
Расширить количество стандартизированных электронных сервисов для своих клиентов-закупщиков решила компания CSC, выбравшая в качестве базы для этого платформу Ariba Network. Платформу той же компании избрала и французская компания Atos, задумавшая создать на этой основе удобные каталоги мастер-данных, способные настраиваться под различные внутрикорпоративные правила осуществления закупочных процедур, а также интегрироваться с ERP уровня SAP.
Данное решение на платформе Ariba заменит аналогичную собственную разработку Atos. Интерфейсом, позволяющим закупщику выбрать нужный товар или заказать сервис, — в соответствии с закупочной процедурой своей компании, — станет портал.
В блоге Auke Hylarides на сайте B2C (Business 2 Community) приводятся интересные размышления по поводу сравнительной эффективности разных способов автоматизации цепей поставок. «Использование EDI для больших объемов более-менее стандартной продукции сегодня стало обычным делом,» — считает автор. И, в то же время, подчеркивает, что B2B порталы могут стать более эффективным решением, чем «классический» EDI. Особенно в тех случаях, когда речь идет комплексных, высококачественных инновационных продуктах, заказываемых малыми партиями под специфические требования конкретного потребителя.
Порталу, действительно, трудно найти разумную альтернативу, если речь идет о быстром подключении большого количества поставщиков, отправляющих товар малыми партиями. Для решения этой и других задач может подойти облачное решение Liaison Athena Community Manager. Компания Liaison Technologies предлагает при этом возможность глубокой кастомизации интерфейса для оптимизации взаимодействия с каждым из торговых партнеров компании-заказчика.
В скобках заметим, что проблема оперативной адаптации международных стандартов под постоянно изменяющиеся требования потребителей действительно нетривиальна. С другой стороны, не следует забывать и о том, что, снимая, — посредством отраслевого портала, — тяготы организации электронного обмена с заказчика, поддерживающий такой портал провайдер, в конечном счете, обычно использует именно технологию EDI.
Поэтому противопоставление B2B-порталов и EDI выглядит, чаще, всего несколько надуманным. Уйти от этого мнимого противоречия легко, если вспомнить о том, что в обоих случаях потребуется надежная высокопроизводительная платформа. И нужна она будет всякий раз, когда дело зайдет о действительно масштабных проектах.
Наконец, если копнуть еще глубже, то нередко мы обнаруживаем, что в основе провайдерских платформ, а также порталов и сетей обмена, реализованных на их базе, лежат технологии и сервисы, разработанные ведущими компаниями-производителями ПО.
В качестве примера можно привести MS Windows Azure BizTalk Services, на базе которых реализуется облачный обмен электронными данными. Или же решения, разрабатываемые под требования i-платформы компании IBM, доводящие технологию EDI до того уровня, когда вполне реалистичной начинает выглядеть идея построения масштабной сети обмена силами внутреннего ИТ-подразделения крупной компании.
Таким образом, вариантов и сценариев развития дальнейших событий в отрасли EDI можно предложить сегодня много. Однако нельзя не согласиться с тезисом о том, что мировой рынок электронного обмена уже пережил качественную трансформацию, а 2014 год станет для него годом конкуренции облачных платформ.