EDI-рынок ждет переименование?

Вендоры ERP и провайдеры EDI долгое время рассматривались как две, существенно разные категории. Сегодня интерес вендоров к покупке провайдеров стал уже достаточно очевиден. Вопрос лишь в том, куда ERP-вендоры намерены двинуться дальше и что ждет, в связи с этим, EDI-рынок в ближайшие годы?

Большинство крупных и средних ритейлеров уже обзавелись собственной EDI-сетью, поддерживаемой одним или несколькими провайдерами. Основная задача такой сети — связать поставщика и ритейлера, регулярно закупающего у него товар. А наиболее продвинутым способом проделать все это является интеграция учетной системы поставщика с платформой провайдера.

Относительно несложная доработка функциональности такой сети, построенной вокруг крупного покупателя, может позволить каждому поставщику получить список уже подключенных к ней компаний, выбрать из списка нужного контрагента и послать ему стандартное приглашение на установление EDI-обмена максимально простым способом. Понятно, что к такой сети можно и нужно подключать не только контрагентов поставщика, снабжающих его сырьем и пр. Но и новых покупателей готовой продукции.

Также ясно, что немаловажным моментом будет и взаимный обмен стандартными карточками товаров, импортируемыми из базы данных изготовителя “одним щелчком мыши”. Данный сервис по предоставлению мастер-данных может быть также интересен для подключившихся к сети обмена интернет-магазинов. Поскольку позволит им быстро и безошибочно формировать и обновлять страницы с описанием товаров на своем сайте, получая структурированные сведения непосредственно из первых рук, от самого производителя.

В принципе, по этому пути и идут крупнейшие западные игроки EDI-рынка, предоставляющие все новые возможности для организации рабочих мест сотрудников обслуживаемых компаний. Очевидно, что такого рода функционал может быть, теоретически, весьма широк и простираться от простого обмена файлами, текстовыми сообщениями и уведомлениями об отправке документов с другими участниками сети и заканчиваться сервисами, позволяющими платить по электронным инвойсам прямо из ERP.

К категории игроков рынка электронного обмена сегодня уже можно отнести не только провайдеров, но и производителей ERP, планомерно наращивающих EDI-функционал своих решений.

Заметим, что ведущие вендоры органично сочетают оба этих подхода, приобретая рыночных провайдеров. Классический пример — покупка SAP AG EDI-сети провайдера Ariba, получившего возможность таким путем выйти на новые рынки и реализовывать проекты совместно с многочисленными партнерами SAP.

Не менее интересен вопрос о том, какие цели преследует при этом SAP, уже “отличившийся” тем, что первым среди ERP-вендоров успел запустить в эксплуатацию собственную сеть SAP FSN, дающую возможность клиентам осуществлять международные платежи из SAP ERP, не прибегая при этом к посредничеству со стороны SWIFT и пр. Каковы дальнейшие планы этого вендора?

Аналитики из e-Invoicing Platform задались  тем же вопросом. В частности, они обратили внимание на поглощение SAP компаний Crossgate и Hybris, обе которые связаны с темой e-commerce. Если добавить ко всему этому возможности других платформенных решений SAP, то приходишь к выводу о том, что поле деятельности в связи с EDI открывается у данного вендора весьма широкое. Вполне может быть, что уже через несколько лет мы не узнаем сегодняшний рынок EDI, который, вдобавок, будет называться уже как-то совсем по-другому.

Честно говоря, многим из нас никогда по-настоящему не нравилось название технологии EDI. Поскольку как-то немного странно говорить об обмене данными, когда на самом-то деле, скорее, подразумеваешь обмен структурированной информацией. Единственный минус заключается в том, что от идеи назвать ресурс EDIY в этом случае придется, может быть, отказаться. Или, как вариант, придумать ему более отвечающую духу времени, — чем EDI-DIY, — интерпретацию и сделать соответствующий логотип.

Возвращаясь к теме SAP можно добавить, что игроков такого масштаба можно сравнить с океанским лайнером, медленно набирающим ход в силу своих габаритов. Но вот зато когда это, наконец, произойдет, — возможно, что мало никому не покажется.

Алексей Тихонов, Антон Стаханов

Top