EDI vs. e-invoicing

Чем отличаются электронные инвойсы от EDI-сообщений? Ответ на этот вопрос лучше всего ищется на конкретном примере отрасли, которую в РФ привыкли именовать ТЭК.

Почему все европейские энергетические компании успешно используют электронные счета-фактуры. И, можно сказать, уже не представляют свою жизнь без этого?

Инфраструктура сбытовой энергокомпании обычно рассчитана на обслуживание огромного количества клиентов в привязке к достаточно большой территории.

Характерной особенностью любой энергетической компании является обработка гигантского количества транзакций. Что роднит ее с ритейлом. Однако, на этом чисто внешнее сходство, фактически, и заканчивается.

Зачем нужен e-invoicing в ТЭК?

В случае с энергосбытом, речь идет как о входящих счетах-фактурах (от поставщиков), так и исходящих (выставляемых покупателям). Соответственно, автоматизатор не может пройти мимо двух два главных вопросов, которые затрагивают:

  1. Внутренние бизнес-процесс обработки счетов-фактур в самой сбытовой организации, получившей инвойс от поставщика. (Как и в других отраслях, в этом случае требуется устранить непроизводительный труд человека. В чем может помочь как 100% автоматизация обработки инвойсов для рутинных, регулярных операций, так и мобильные приложения, ускоряющие процесс сбора виз для одобрения платежа).
  2. Внешние взаиморасчеты по инвойсам. (Сюда же включаются проблемы с задержками платежей, ошибочными суммами, в т.ч. «задвоенными» оплатами).

В качестве примера на эту тему можно привести решение eFLOW компании TIS, хорошо известной,в частности, благодаря своим инновациям в сфере e-invoicing. В качестве заказчика выступила одна из крупнейших коммунальных компаний Германии с годовым оборотом более 7 млрд. евро. Помимо сбыта электроэнергии, компания-заказчик занимается газоснабжением и пр. Была автоматизирована обработка порядка 300 тыс. инвойсов в год. Основным аргументом выбора подрядчика стала его способность обеспечить глубокую интеграцию с SAP.

Поскольку речь в статье идет о компаниях ТЭК, частью которого является электроэнергетика, то будет уместным попутно упомянуть еще одно недавнее внедрение TIS eFLOW. Сделанное для австрийской сети автозаправок. Внедрение получилось провести быстро. Дело интегратору пришлось иметь с Microsoft Dynamics NAV, обрабатывающей 75 тыс. инвойсов в год.

Ищем разницу между энергосбытом и ритейлом

На примере энергетики хорошо прослеживается отличие EDI от e-invoicing.
Многие считают, что EDI — это более широкое понятие, включающее в себя в том числе и e-invoicing. Ведь EDI заключается в передаче формализованных и структурированных данных. А инвойсы и прочие электронные документы, переведенные в формат XML, прекрасно вписываются в парадигму EDI. Согласно данной логике, EDI получается более общим понятием, включающим в себя в т.ч. e-invoicing. А разница между электронным инвойсом и «одноименным» EDI-сообщением, — весьма популярным у тех же ритейлеров, — лишь только в формате и прочих мелких деталях, на которых в этой статье останавливаться не будем.
Так почему же мы говорим, в случае с энергетикой, про электронные инвойсы. И «забываем» про EDI-сообщения? Дело в том, что основной товар в электроэнергетике – это киловатты. Товар этот простой и стандартный. Иногда такие товары называют «биржевыми», хотя суть сейчас не в этом.

Важнее другое. Цепочка поставки электроэнергии, по меркам сетевой розницы, простейшая – от генерации к сбыту, и дальше, к конкретному покупателю. Заметим, что в Европе генерация, сети и сбыт часто объединены внутри одной компании. Конкурирующей с себе подобными.

Проблем с заказами широкого ассортимента, синхронизацией мастер-данных, пересортицей, паллетами, фурами и почтовыми адресами доставки (которые помогает решать EDI) в энергетике нет. Ведь это не FMCG-ритейл. Хотя в случае энергоснабжения домохозяйств тоже, казалось бы, можно было уверенно говорить про мелкую розницу. Да вот только сам товар и «логистка» в энергосбыте существенно иные.

Основные проблемы с применением электронного обмена в энергосбыте лежат в плоскости ускорения взаиморасчетов. То есть носят преимущественно финансовый характер. Проблемы ускорения товарооборота там, в первом приближении, тоже нет. Есть другая проблема — балансировки производства и потребления электроэнергии, которую, в этом плане, можно образно назвать «скоропортящимся» товаром с нулевым сроком хранения. Однако надо при этом понимать и то, что это, скорее, головная боль производственников, а не сбытовиков.

Вот поэтому, затрагивая вопросы автоматизации внешнего документооборота энергосбытовых компаний, все авторы говорят преимущественно про е-инвойсы. Подчеркнем также и тот факт, что при «внутренней» автоматизации промышленных объектов энергетики круг задач становится существенно шире, чем получение денег «за свет» с потребителя. Соответственно, речь снова заходит про EDI в электроэнергетике, понимаемой уже не только как сбыт электричества, а как производственный процесс.

E-invoicing — средство для ускорения взаиморасчетов

Возвращаясь к более узкой теме энергосбыта, следует отметить, что европейские электронные инвойсы, после прохождения всех стадий согласования у покупателя, могут через того-же, доставившего их оператора, мгновенно «уехать» прямо в банк для оплаты. Поэтому оператор е-инвойсов, в отличие от EDI-оператора, концентрирующегося на SCM, как правило, имеет защищенные каналы взаимодействия с банком. Такое взаимодействие, по сути, и ускоряет процесс взаиморасчетов, которого жаждут энергосбытовые компании. А оператор с его сетью обмена становится продолжением внутренних бизнес-процессов сбытовиков электроэнергии. На основании полученного от оператора электронного инвойса, банк немедленно может провести прямой платеж, оформить факторинговую операцию, открыть аккредитив и использовать иные виды финансовых инструментов в интересах своего клиента.

Делая вывод, можно сказать, что вместо того, чтобы спорить о том, в чем разница между инвойсингом и EDI вообще, лучше обратить внимание на оптимизируемый бизнес-процесс, его специфику, отраслевую ориентацию и технологические особенности. Сводить же данный, достаточно деликатный вопрос к одному только банальному поиску мельчайших отличий в форматах электронных документов не совсем верно.

Алексей Тихонов, Юрий Петров

Top