E-invoicing без инвойсов

E-invoicing. Именно так, с большой буквы было бы, наверное, правильно писать название услуги, оказываемой Сбербанком. Что должно надежно отличать ее ото всех прочих «е-инвойсингов». Впрочем, главным отличием E-invoicing от Сбербанка следует признать другое: он вполне успешно развивается, несмотря на то, что инвойсов как таковых у нас в стране все еще нет.

Задача дать определение e-invoicing применительно к российским условиям кажется неразрешимой только на первый взгляд. Да, действительно зарубежному инвойсу у нас нельзя поставить в соответствие один-единственный, полностью аналогичный отечественный документ. Точно так же сложно будет подобрать правильную аналогию для того, чтобы предельно точно перевести с русского понятие “юридическая значимость” на какой-нибудь другой язык.

Подобного рода отсутствие точных соответствий, пожалуй, и может послужить некой путеводной звездой в деле поиска вполне подходящего определения для e-invoicing в РФ. Очевидные изъяны терминов, — не имеющих своих, естественным образом ожидаемых, аналогов, — взаимно скомпенсируются, если попробовать объединить их в рамках единого определения.

» E-Invoicing – Электронный обмен документами» (далее – E-Invoicing) – услуга предоставляющая Клиентам ОАО «Сбербанк России» и их контрагентам возможность электронного обмена юридически значимыми документами,» — читаем мы руководстве пользователя системы «Сбербанк Бизнес ОнЛ@йн». Поскольку сервис Сбербанка набирает популярность, то ему, пожалуй, и предстоит постепенно сформировать наше понимание того, что же такое e-invoicing применительно к специфике РФ.

Итак, из определения следует, что речь идет, преимущественно, про внешний ЭДО. Но не только. Ведь на практике, это еще и, например, услуга, которая несколько лет назад называлась сдачей отчетности и предоставлялась отдельно. В качестве, так сказать, основного блюда, а не гарнира.

“ E-invoicing позволяет клиентам обмениваться юридически значимыми первичными документами (счета, счета-фактуры, товарные накладные и т.д.) и направлять отчетность в государственные органы в электронном виде без отправки бумажного носителя. Более 10 тыс. клиентов малого и микро бизнеса Сбербанка по всей России используют услугу электронного документооборота E-invoicing”, — читаем мы в воронежском выпуске “Аргументы и факты”, сообщающем также о том, что в Центрально-Черноземном банке ОАО «Сбербанк России» на конец июля подключили к ЭДО более 2,5 тыс. компаний.

Примерно на те же цифры вышли в Поволжье: “Количество пользователей системы юридически значимого электронного документооборота E-invoicing Поволжского Сбербанка с начала 2014 г. увеличилось на 1,5 тыс. организаций и достигло 2,5 тыс., ” – сообщает самарский Ъ. “Среди них есть и клиенты банка, и те, кто не состоит на расчетно-кассовом обслуживании, – развивает ту же тему “Волжская Коммуна”. — Стоимость использования услуги в настоящее время составляет 295 рублей в месяц, включая НДС, без ограничений по трафику. По-прежнему отсутствует плата за подключение, а первоначальные расходы при подключении не превышают 990 рублей — стоимости носителя электронной подписи, необходимой для работы в системе дистанционного банковского обслуживания. На носитель также записывается сертификат электронной подписи для работы в E-invoicing, который для клиентов банка изготавливается бесплатно”.

На страницах интернет-изданий этим летом можно отыскать и более оптимистичные оценки для числа пользующихся электронным инвойсингом. “На сегодняшний день 23 тысячи клиентов, обсуживающихся в Среднерусском банке, подключены к системе электронного документооборота E-invoicing, — читаем мы на сайте eTver. Хотя, впрочем, речь наверное идет о чем-то другом – вроде имеющейся технической возможности сделать такое подключение. “Тверское отделение Среднерусского банка предлагает клиентам подключить услугу ЭДО E-invoicing ». В настоящее время более 40 компаний–клиентов Среднерусского банка на территории Твери и области подключили данную услугу, позволяющую оптимизировать ведение бизнес-процессов и минимизировать производственные издержки,” – уточняют по тому же поводу, но на другом сайте.

Список успешно “подключенных” регионов постоянно пополняется. “На сегодня « E-invoicing » Сбербанка подключили уже более 1 тыс. компаний в Западной Сибири,» — сообщило в начале августа издание АиФ-Урал. 

“Все большую популярность приобретает среди клиентов Сбербанка в Чувашии новая банковская услуга межкорпоративного электронного документооборота E-Invoicing. За второй квартал три крупных клиента в области торгового оборота и пищевой промышленности Чувашии подключились к ЭДО. За месяц проведено около 600 документов. С помощью данной услуги клиенты имеют гарантированную возможность обмениваться договорной документацией и пр, не дожидаясь когда же документы пройдут почтовый пробег. Кроме того, система позволяет предоставлять отчетность в налоговые органы,” — узнаем мы про успехи e-invoicing в Чувашии.

В разделе сайта Сбербанка “Документы, доступные для обмена в E-invoicing” можно найти немало интересного – от структурированных заказов на поставку товаров, работ, услуг до корреспонденции различного характера. Обмен «структурированными заказами» так и хочется назвать EDI. Но делать этого, наверняка, нельзя. Ведь E-Invoicing юридически значим. А вот EDI — нет. Поэтому обратим лучше внимание на присутствие в составе отечественной услуги E-Invoicing от Сбербанка сервисов по сдаче налоговой отчетности в ФНС. Которые в ближайшее время, вероятно, пополнят аналогичные услуги по сдаче отчетов в ПФР и т.п. Не менее перспективной темой, возможно, станет автоматизация обмена документами с учреждениями типа ЖКХ. Избежать которого коммерческой компании порою столь же невозможно, сколь и уклониться от сдачи положенной отчетности.

“Сбербанк предлагает казанскому муниципалитету способы экономии бюджетных денег, — читаем мы в очередном августовском пресс-релизе. — Организован клиентский семинар для муниципальных учреждений города по продукту E-invoicing. Среди участников семинара – организации пассажирских перевозок, Водоканал, Горводзеленхоз, Казэнерго, Казанский энергосервисный центр, ремонтно-эксплуатационные управления дирекции муниципальных жилищных программ, служб технического надзора и другие”.

Многие отечественные коммерческие банки понимают под e-invoicing что-то вроде предоставления клиенту возможности оплатить электронный счет, выставленный через систему ДБО (подобную услугу сейчас оказывает примерно каждый десятый банк). Что, наверное, окажется наиболее близким приближением к “буквальному”, “западному” пониманию e-invoicing, с требующимся учетом российской специфики.

Сбербанк же рассматривает тему e-invoicing гораздо шире – как внешний ЭДО, включающий обмен всеми необходимыми в России первичными документами, помимо, скажем, одних только счетов. Примечателен делаемый Сбербанком акцент на регионы и на подключение компаний из СМБ, счет для которых пошел этим летом уже на десятки тысяч.

Тем не менее, сейчас, пожалуй, нет больших оснований для вполне уверенного предположения о том, что главным мотивом такого подключения является желание небольших компаний осуществлять электронное взаимодействие непосредственно друг с другом. Вполне возможно, что пока гораздо более сильным является стремление избавить себя от рутинных хлопот по сдаче отчетности или, скажем, по оплате коммуналки. Как бы там ни было, привычка пользоваться электронными сервисами со временем должна постепенно привести к тому, что успехи российского e-invoicing станут измеряться не в штуках подключений, а в рублях, показывающих рост бизнес-эффективности компаний-пользователей.

Впрочем ясно, что сегодня гораздо более прямым и коротким путем к повышению эффективности бизнеса в РФ является сокращение общего числа разновидностей первичных документов. Пока этого не произошло,  наш отечественный » е-инвойсинг » будет чем-то неуловимо напоминать сборную солянку из внешнего ЭДО, сдачи отчетности и прочих сопутствующих услуг электронного обмена. В которой не хватает лишь одного, но зато очень важного ингредиента — собственно инвойсов.

 

 


 Рисунок:  ОАО «Сбербанк России»     

Top