Финская почта и EDI

Финская почта и EDI. Финская почтовая служба приобрела компанию OpusCapita, сохранила ее бренд, гораздо лучше воспринимаемый на рынке электронного обмена, и вышла с ним в сентябре на рынок финансово-бухгалтерского аутсорсинга. Таким образом финская почтовая служба успешно проделала все то, чего российские эксперты еще ожидают от нашей Почты России.

OpusCapita купила в сентябре норвежскую компанию Norian Group. Приобретение, по нашим меркам, достаточно необычное. Поскольку сложно представить себе EDI-провайдера, который бы всерьез рассмотрел возможность покупки компании, занимающейся аутсорсингом бухучета. Во многом это обусловлено отсутствием в нашей стране EDI-операторов, сконцентрировавшихся именно на предоставлении финансовых сервисов. У нас пока можно найти лишь отдельные похожие примеры. В частности, интересен опыт ГК Energy Consulting, сочетающий аудиторско-консалтнговую работу со внедрением отраслевых EDI-разработок.

Между тем, “это приобретение делает OpusCapita одним из основных поставщиков услуг финансового и бухгалтерского учета в Норвегии, а также главным аутсорсинговым игроком на данном рынке. Помимо прочего, дополнительно улучшаются возможности OpusCapita в сфере предоставления услуг для малых и средних клиентов,” – отмечается в пресс-релизе на сайте itella.ru. Помимо синергии от поглощения, одним его результатов стало добавление к клиентской базе OpusCapita 1,4 тыс. заказчиков Norian Group (что эквивалентно ее росту примерно на 10-15%).

В качестве заявленных целей укрупнившейся компании были, в частности, объявлены разработка и внедрение новых стандартов для финансовых процессов (Purchase-to-Pay, Order-to-Cash и т.д.). Что из уст оператора электронного обмена, работающего с заказчиками из финсектора, звучит логично и убедительно.

Дополнительную реалистичность планам компании придает то, что сегодня OpusCapita имеет 10 тыс. клиентов в более чем 50 странах, причем ее выручка за прошлый год составила более четверти миллиарда евро.

Главным событием прошлого года было поглощение самой OpusCapita, сделанное Itella Corporation. Что тоже, по нашим меркам, является нерядовым событием. Ведь согласитесь, мало кто из EDI-провайдеров всерьез рассматривает сегодня и еще одну, другую перспективу: не купить кого-то, а, наоборот, продать свой бизнес Почте России, несмотря на всю декларируемую ею заинтересованность в электронном обмене данными.

Тем временем, почтовая служба Финляндии не только купила успешного автоматизатора финансовых бизнес-процессов, но и отказалась — в пользу нового наименования OpusCapita — от бренда своего подразделения Itella Information, занимавшегося в т.ч. EDI-обменом.

Логика выбора наименований для подразделений стала окончательно ясна в конце этого лета, когда финская почтовая служба объявила об обслуживании финских клиентов под единой торговой маркой Posti, начиная с 2015 г. Бренд Posti давно стал частью финской истории, поскольку ему уже 375 лет. Попытка начать работать в Финляндии под новой международной маркой Itella, предпринятая в 2007 г., закончилась тем, что ее оставят лишь для ряда зарубежных подразделений, в т.ч. российского.

Таким образом, желание государственной компании следить и следовать тому, чего ждут от нее клиенты, подкреплено вполне убедительными действиями. О чем нам пока остается пока лишь мечтать. Ведь если отбросить декларации, то нельзя не заметить того, что в нашей стране электронные документы на деле пока лишь только снижают доходы почтовых операторов от продажи марок, конвертов и прочих «бумажных» услуг. И будет длиться это ровно до тех пор, пока они не научатся современному информационному обмену и не начнут извлекать из него прибыль. Не довольствуясь при этом одной только “киберпочтой” и прочими аналогичными по духу достижениями.

Тем не менее, заглянув в будущее лет этак на 5, начинаешь понимать, что возможностей для сделок M&A у российских игроков рынка электронного обмена гораздо больше, чем они сейчас предполагают. А предпосылкой к тому, чтобы со временем их можно было использовать, является не EDI вообще, а начатое уже сегодня развитие новых решений, нацеленных на нужды той или иной конкретной отрасли.

Top