Электронные декларации по НДС или Новогодние сюрпризы

В этой статье мы попробуем спрогнозировать, как отразится перевод сдачи налоговых деклараций по НДС с книгами покупок и продаж в электронный вид на операторах электронного документооборота (ОЭД), EDI-операторах, спецоператорах.

2014 г.

Декларации по НДС, начиная с отчета за 1 квартал 2014 г. сдаются исключительно электронным способом по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) (п. 5 ст. 174 НК РФ) через спецоператора или напрямую через сайт налоговой службы.

Возможность сдать декларацию по НДС в бумажном виде останется у налоговых агентов, которые освобождены от уплаты НДС или не являются налогоплательщиками (Письмо ФНС от 26.02.2014 № ГД-3-3/780 «О представлении налоговых деклараций по НДС»).

При этом посредники, которые сами не являются плательщиками НДС, но выставляют или принимают счета-фактуры в интересах других лиц на основании договора поручения, комиссии или агентского договора, обязаны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 3.1 ст. 169 НК РФ). С 2015 года эти журналы необходимо будет предоставлять в инспекцию не позднее 30-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по установленному формату в электронном виде по ТКС, что существенно упростит раскрытие принципала для налоговых органов при проведении контрольных мероприятий.

Какие риски, если декларация сдана не в электронном, а в бумажном виде?

Хотя за нарушение способа предоставления декларации предусмотрен штраф в 200 р. (ст. 119.1 НК РФ), главная проблема наступит через 10 дней, когда ФНС на основании п. 3 ст. 76 НК РФ приостановит операции по расчетному счету.

Столь грозные меры безусловно подтолкнут еще сомневающихся налогоплательщиков поскорее заключить договор на обслуживание с уполномоченным оператором, а операторов – возможно задуматься о повышении тарифов, чтобы хоть как-то скомпенсировать потери от демпинга в последние несколько лет, а также существенного снижения курса рубля.

 2015 г.

Начиная с отчета за 1 квартал 2015 г. в составе декларации по НДС должны отражаться данные из книг покупок и продаж.

Это позволит ФНС самостоятельно и очень оперативно выявлять факты неуплаты НДС и проводить очень выверенные выездные проверки прямо по горячим следам. Однако для решения этой задачи ФНС придется обработать в сотни раз больший объем информации, чем поступает сегодня. И, естественно, на плечи операторов ляжет задача собрать эту информацию с налогоплательщиков и доставить ее в ФНС по ТКС.

К чему приведет столь резкое возрастание объемов информационного обмена?

По предварительным оценкам самой ФНС, размер электронной декларации может составлять до 37 Гб в не архивированном виде и до 7 Гб в виде архива.

Однозначно, потребуется модернизация ИТ-инфраструктуры операторов и связанные с ней инвестиции. А это еще одна предпосылка пересмотра тарифов и, вероятно, самих принципов ценообразования. Дело в том, что различия в объемах передаваемых данных для разных клиентов могут быть огромными, и применять к ним единую годовую абонентскую плату будет, по меньшей мере, нелогично.

В процессе обработки книг покупок и книг продаж налоговые органы будут выявлять множественные расхождения и, как следствие, должны будут как-то реагировать в этой ситуации и организовать рассылку налогоплательщикам писем с требованием дать разъяснения по выявленным фактам. Такие «письма счастья» начнут получать все, и виновники, допустившие неправильное заполнение своей декларации, и добропорядочные налогоплательщики.

Формирование и рассылка такого объема писем возможны только автоматически. Тем более, что с января 2015 года налогоплательщики, на которых возложена обязанность представлять налоговые декларации в электронной форме, т.е. все плательщики и агенты по НДС, должны будут получать корреспонденцию от налоговых органов через ТКС и подтверждать ее получение соответствующими квитанциями в течение 6 дней со дня отправки корреспонденции. В случае не направления налогоплательщиком электронной квитанции по истечении 10 дней после установленного срока, счета налогоплательщика будут заблокированы.

Вот и еще одна задача операторам. К тому же наверняка многие клиенты попросят дополнительный сервис автоматического квитирования этой корреспонденции, автоматической пересылки ее на e-mail, sms-информирования, которые тоже будут чего-то стоить. Вырастет спрос и на мобильных клиентов, самые «продвинутые» банки постараются встроить такой информационный обмен с ФНС в свои банк-клиенты и т.д.

Столь интенсивное электронное взаимодействие с ФНС, запланированное с 1 января 2015 года может, конечно, растянуться на месяцы и годы. Человеческий фактор, готовность инфраструктуры самой ФНС, … Но всерьез задуматься об изменениях внутренних бизнес-процессов и сделать в этом направлении какие-то шаги необходимо уже сейчас.

 

Алексей Тихонов


 Изображение: iosphere, freeidigitalphotos.net

One Comment;

Top