EDI — не только посредник

EDI — не только посредник. Использование EDI для передачи данных и автоматизации взаимодействия между компаниями – состоявшийся и повседневный факт. Однако, поиск новых применений — это дух и движущая сила IT отрасли. Роль EDI в сфере управления цепочками поставок и планирования спроса не менее важна, чем на уже занятых позициях.

Сегодня объемы данных, которыми обменивается любой крупный производитель, впечатляет размерами. Взаимодействие с поставщиками, перевозчиками, ритейлерами, организованное эффективно и быстро, становится критическим аспектом выживания компании. Внедрение EDI технологий помогает автоматизировать передачу данных и справиться с наступлением бумажно-ориентированных отношений, которые поглотили не один бизнес-проект.

К очевидным преимуществам EDI (уменьшение ручного труда, более быстрое взаимодействие с партнерами, уменьшение количества ошибок ввода и более достоверные данные), добавляются также оптимизация ресурсов, сокращение расходов, увеличение оборачиваемости капитала. Появляется возможность управлять цепочками поставок в реальном масштабе времени, благодаря повышению прозрачности и управляемости процессов.

Производители товаров потребительского рынка, распространяющие продукцию через ритейлеров, обязаны справиться с потоками данных от своих партнеров, включая данные, поступающие с кассовых аппаратов в магазинах. Обработка такой информации позволяет определить реальный спрос и динамически управлять складскими запасами, ценами, принимать решение о проведении промо-акций для того, чтобы ”формировать” спрос, помогая ритейлеру увеличить оборачиваемость товара, заполняемость прилавков, прибыль.

Большинство ERP систем поддерживают стандарты EDI, а большинство EDI-провайдеров взаимодействуют между собой. Таким образом, при выборе поставщика ПО компании оценивают стоимость и надежность, а также способность реализовать специфические требования клиента. Важно понимать, что функция EDI – служить связующим звеном между разрозненными записями систем учета. Более продвинутые функции, такие как предсказание спроса, анализ покупательских предпочтений, относятся к системам более высокого уровня. Следовательно, необходимо заложить надежный фундамент из структурированных данных. В цепочках поставок это номенклатура товаров, управление запасами, финансовая система, структура затрат, управление заказами и прочие.

Поставщики услуг EDI, в свою очередь, ищут дополнительные возможности для извлечения прибыли из информации, циркулирующей в своих системах. К примеру, Ariba собирает информацию о закупках своих клиентов с целью проведения сравнительного анализа, а затем предлагает им купить эти отчеты. Обобщенная информация доступна только клиентам, от которых данные были получены, поэтому компаниям не следует опасаться, что что их конкуренты смогут получить конфиденциальную информацию.

В настоящее время провайдерам скорее следует нацелиться на монетизацию за счет информации, содержащейся в EDI документах, а не за счет продажи собственно документов.

В свою очередь, отечественные провайдеры пытаются занять новые ниши на рынке EDI, где конкуренция обострилась до предела. Вероятно, в нынешних условиях есть смысл перехода на интенсивные технологии с высокой добавленной стоимостью, построенные на базе внедренных EDI-решений.
Какие же еще пути можно найти для использования всего потенциала EDI?

 При выборе провайдера клиенты будут предъявлять все больше требований к списку предлагаемых услуг. Для обеспечения роста им требуется не только банальная передача данных. Интерес клиентов проявляется к инструментам обработки данных, механизмам извлечения данных из внутренних систем учета и выполнения разнообразных запросов. Если все это не собрано в один пакет, то клиент не станет обсуждать только EDI, в отрыве от сервисных функций. В работе с крупными клиентами провайдеру нужно решать проблему взаимодействия с партнерами, предоставляющими клиенту сервис помимо EDI.

Большой проблемой при внедрении EDI является перенастройка внутренних процессов в компании, в соответствии с требованиями по интеграции EDI в рабочий процесс. На этом этапе следует рассматривать всю цепочку прохождения документов между партнерами с целью добиться эффекта от внедрения системы для обеих сторон сделки. Просто передача файла не решит поставленной задачи. Следует придерживаться устоявшихся в отрасли стандартов форматов данных, использование полей не по прямому назначению значительно усложняет работу и снижает эффект от внедрения.

С другой стороны, не стоит рассматривать EDI как универсальное и быстрое средство решения каждой задачи передачи данных. Предложите клиенту начать с определения основной проблемы, которую он хочет решить. Если, например, требуется улучшить работу со счетами и оплатами, то EDI может выполнять функции автоматизации обмена документами, одновременно уменьшая количество ошибок ввода и обработки документов. Если стоит задача определения спроса по каналам сбыта, то EDI поможет быстрее собрать больше данных от большего числа партнеров. В любом случае, внедрение EDI стоит начать после выбора конкретной прикладной задачи, которую необходимо решить.


 По материалам: Brenda Cole, techtarget.com Изображение:  HikingArtist.com / Foter / CC BY-ND

 

Top