О Почте России замолвите слово

Как известно, Почта России может отправить письма даже космонавтам, чтобы им было чего почитать на околоземной орбите. А также — привезти посылки в труднодоступные места на оленьих упряжках. И, наверное, только ИТ остаются сегодня для нее одной из последних преград для того, чтобы начать вполне отвечать духу времени. Можно предположить, что модернизация Почты России на базе технологий электронного обмена, — с привлечением профессиональных провайдеров, — могла бы решить многие проблемы, а также создать новый сегмент отечественного EDI-рынка.

Деятельность Почты России тесно переплетена с другими ведомствами, такими как Федеральная таможенная служба (ФТС). Налаживание электронного обмена через СМЭВ, в частности, необходимо для того, чтобы со временем можно было говорить о полноценной электронной таможне. Немаловажным является при этом и другой аспект – передача и использование электронных сведений от ФТС РФ другим заинтересованным пользователям.

Помимо взаимодействующей с таможней Почты России, по такому пути движется целый ряд других ведомств и госструктур. Например, в конце прошлого года дирекция госзаказчика ФЦП «Модернизация транспортной системы России» объявила конкурс на создание ИАС для прогнозирования, посредством которой должны стать доступными, в частности, данные ФТС, собранные по грузоперевозкам. Компания «ИнтэлЛекс» объявила в минувшем сентябре, что на базе ИС «Этран» ей удалось объединить информационную среду РЖД и ФТС. В феврале начавшегося года планировалось начать электронный документооборот ФТС и Федеральной службы судебных приставов. И т.д.

Прошлой весной, — на встрече с главой ФТС, — Владимир Путин обратился к нему со словами: «Вы не разносите, пожалуйста, на второе место не ставьте технологии, условия, вообще всё, что связано с организацией таможенного дела». Таможенники ответили на этот призыв, в частности, тем, что ввели в 2014 г. электронное декларирование. А точнее — электронную декларацию.

Хотя электронная декларация стала обязательной, это не решает всего комплекса накопившихся по части электронного обмена проблем. И даже пока чем-то больше напоминает некую игру слов. Ведь между электронной декларацией и электронным декларированием по-прежнему зияет внушительная брешь, заполняемая бумажными документами. Тем не менее, следует признать ФТС РФ в качестве одного из лидеров сегодняшнего электронного гособмена. Побуждающего своей деятельностью других к активности в этой сфере.

Чисто внешне, Почта России выглядит в этом плане очень похоже на своих коллег по госслужбе, публично демонстирирующих успехи по части EDI. Ведь и там тоже постепенно внедряют технологии электронного обмена с другими ведомствами. К примеру, о налаживании ЭДО с ПФ РФ было еще в 2008 году. Помимо всего прочего, Почта России планировала в декабре завершить тестирование и перейти на ЭДО с ФТС в 2014 году.

На определённые мысли наводит тот факт, что, говоря об окончательном переходе на электронное декларирование, мы не должны забывать про то, что часть деклараций все еще разрешено подавать в бумажном виде. В число такого рода исключений внесены, например, международные почтовые отправления. Чего, очевидно, не потребовалось бы делать, если бы Почта России была заведомо готова к электронному обмену с таможней к началу наступившего года.

Как бы там ни было, главным застрельщиком внедрения ЭДО в российских ведомствах Почту России назвать сегодня сложно. Несмотря на достойное завершение года с итоговой выручкой, возросшей почти на 5%, заявлений насчет электронного обмена в новостных заголовках на сайте Почты России мы, — прямо сейчас, — не найдем.

Видимо, в декабре почтовикам было попросту не до него. Каковы же, все-таки, их конкретные планы на 2014 год? “Думаю, к концу 1-го квартала мы будем уже иметь единую базу данных, — рассказал в интервью «Российской газете» гендиректор ФГУП «Почта России» Дмитрий Страшнов. — Причем она должна быть сквозной, между отправителем, почтой и таможней. Очень важно добиться от зарубежных администраций единого стандарта и корректности заполнения данных о почтовом отправлении”.

Можно обоснованно предположить, что электронный обмен позволил бы решить одну из наиболее острых проблем почтовиков – подсортировку и физическую маршрутизацию почтовых отправлений прямиком в регионы, минуя перегруженные столичные узлы. Причем относительно небольшие инвестиции в электронную инфраструктуру смогли бы оптимизировать работу сети существующих пунктов почтового обмена, а значит, сократить потребности в капвложениях.

“Когда мы принимаем отправление из-за рубежа, «Почта России» получает лишь около трети от международного тарифа. Эта сумма окупает затраты только в случае, если при попадании в страну почтовое отправление перемещается в радиусе 1,5 тысячи километров от точки входа. Если посылка, адресованная в Новосибирск, прилетает из-за границы в Москву, то стоимость доставки будет выше, чем размер оплаченного тарифа. То есть услуга будет убыточна,” — приводит пример Дмитрий Страшнов.

Почта ассоциируется у многих с письмами и открытками, которые стремительно вытесняются e-mail отправлениями. Согласно таким представлениям, почтовые услуги должны постепенно становиться невостребованными. А сами почтовые компании и организации выглядят в данном контексте как крайне непривлекательные объекты для долгосрочного инвестирования. Чем-то вроде некоторых книжных магазинов, которые, как известно, переживают сегодня отнюдь не самые лучшие времена.

Те, кто предрекал скорый конец всему “бумажному”, явно ошиблись. Ведь помимо обмена информацией есть еще и такая вещь как логистика. Если вам, допустим, удалось разведать в интернете, что где-то продается недорогой и качественный джемпер, то полного удовлетворения от одних только этих сведений не наступит. Ведь вам захочется не только электронных данных. Но и сам свитер тоже.

В 2010 году была существенно упрощена таможенная процедура получения товаров, купленных в зарубежных интернет-магазинах. По сравнению с 2011 г., число посылок, проходящих через Почту России, выросло сегодня почти вдвое. Причем отправлений в мелких пакетах возросло к декабрю почти в 8 раз.

Эти показатели можно рассматривать в качестве комплексной метрики, вбирающей в себя рост фактического благосостояния и “компьютерной грамотности” населения, отражающей фактическое положение дел с интернет-торговлей, которая скоро, наверняка, начнет генерировать спрос на EDI на равных с классическим офлайн-ритейлом. Они отражают и степень действительной востребованности, — якобы “безнадежно устаревших”, — почтовых услуг.

Для любой коммерческой организации такой поворот событий был бы самым счастливым моментом в жизни компании, озаряющим ей путь на десятилетия вперед. Но только не для зарегулированной правилами, запутанными межведомственными взаимодействиями и всевозможными постановлениями Почты России, которая весною прошлого года пережила настоящий коллапс, привлекший к ней всеобщее внимание. Многим стало ясно, что одного только спроса на ее услуги явно недостаточно для того, чтобы отечественная почта смогла воспользоваться крайне благоприятной рыночной конъюнктурой.

В результате, вокруг Почты России сегодня взвился настоящий вихрь законотворчества и регулирования. Сама Почта России, напряженно обслуживающая в т.ч. электронную торговлю, годами сетует на то, что не может платить служащим достойную зарплату и отремонтировать все свои помещения. Что ничуть не мешает, скажем, обсуждать вопросы типа строительства жилья для молодых семей, вырученные за счет дополнительных сборов с интернет-торговли.

Справившись с легким когнитивным диссонансом, хочется предположить, что для расцвета e-commerce в России создадут все условия. Хотя бы из соображений увеличения базы для сборов? Но и тут все непросто. ФТС, например, хочет добиться от DHL и пр. доставки купленных в интернет-магазинах товаров, — проходящих таможенных досмотр, — по месту регистрации покупателя. Если это вдруг не так, то, возможно, может понадобиться очередная бумажка с разъяснениями покупателя по поводу того, почему он живет в каком-то ином месте? Как бы там ни было, мерой, направленной на упрощение и поощрение торговли через интернет назвать все это трудно.

Активизировались сегодня и дискуссии по поводу акционирования главной российской почтовой службы. А в Госдуму был внесен пакет законопроектов о российской почтовой связи. Видимо, Почту России «отрегулировали» еще не до конца.

В хоре голосов, обсуждающих «почтовые» и смежные с нею темы, тише всех звучат, пожалуй, голоса ИТ-специалистов. Видимо, вину за это нужно возложить на них самих?

Действительно, теоретически, каждый желающий может в наши дни вынести на всеобщее обсуждение, например, поправку к тому или иному закону. Пользуясь в этих целях соответствующими “открытыми” площадками в интернете. Да вот только удастся ли такой инициативе набрать число голосов, нужное для того, чтобы ею занялись законодатели? Сегодня сложно представить себе, допустим, EDI-провайдера, всерьез приступившего к реализации подобной идеи. Впрочем, если кто-то хочет попытаться популярно разъяснить все преимущества, таящиеся в использовании формата XML, то никто такого права его не лишает.

Тем не менее, — пускай и не вполне очевидные для обывателей, — вопросы налаживания электронного обмена Почты России со всем остальным миром, достаточно важны.

Дело в том, что госслужащие могут сколько угодно рассуждать, скажем, про гармонизацию данных. Или, допустим, про соблюдение общепринятых стандартов электронного обмена, которого нам надо добиваться от зарубежных администраций. Осваивая, под этими благозвучными предлогами, очередную порцию средств, выделенных их организации на ИТ. Нередко — без особого видимого, общепонятного результата.

Причин тому масса, главной из которых является то, что ИТ не является профильной деятельностью для большинства отечественных ведомств и организаций. Куда более понятной и, так скажем, приятной задачей является, скажем, масштабное строительство очередного сортировочного узла, где результат труда предстает в осязаемо-зримом виде. Вместо того, чтобы, в первую очередь, оптимизировать, с относительно небольшими затратами, загрузку уже имеющихся при помощи все той же технолгии EDI.

Взаимный обмен электронными сообщениями нашей почты с зарубежными коллегами — это классическая задача EDI, с решением которой сегодня уверенно справится не менее десятка ведущих отечественных провайдеров. Взятые как все вместе, так и каждый по отдельности.

Причем, для них это стало бы, по сути, новым отраслевым сегментом, в котором можно было бы приложить свои знания и навыки, накопленные при обслуживании потребностей ритейлеров и пр. Ведь тут не требуется никаких особых изобретений ведомственного масштаба и, уже тем более, каких-то попыток «натянуть» электронный обмен во всем мире под свои уникальные требования. Нужно, — всего лишь, — следовать тем (адаптированным под местную специфику) стандартам сообщений, которые давно используют в развитых странах. Откуда, кстати, в РФ идет основной поток потребительских товаров.

Другими словами, «почтовый» электронный обмен — это понятная специалистам и заведомо реалистичная по срокам, бюджету и всем прочим параметрам задача. Настоящая же проблема, пожалуй, лежит не в технической плоскости, а в откровенной слабости EDI-отрасли в плане лоббирования своих интересов. Поэтому нашим провайдерам остается лишь, — с праздным любопытством, — наблюдать со стороны за тем, как ведомства пытаются решить свои ИТ-проблемы в “героическом” стиле, вместо того, чтобы привлечь профессионалов и сделать все с первого раза, быстро и дешево. Так, как это уже продемонстрировали нам, скажем, почтовые ведомства и компании многих других стран.

Возвращаясь к началу статьи, вспомним еще раз о том, что ФТС уже призвали в прошлом году к тому, чтобы она не ставила технологии на второе место. Остается, — флегматично, — предположить, что все это вполне справедливо не только по части таможенного дела, но и во многих других сферах и областях, таких как, например, организация деятельности современной почтовой службы.

Top